Весь прошлый год вузы региона лихорадило: их проверяли, приостанавливали аккредитацию и лишали права приема учащихся. На передовой борьбы за выживание, которую устроил Рособрнадзор, оказались крупные государственные вузы региона и их филиалы. Сегодня уже ясно: то, что происходит с высшим образованием в регионе, не случайность, а тенденция. Altapress.ru попытался разобраться, к чему она может привести.
Минус 40
О грядущем сокращении числа вузов и их филиалов говорят уже несколько лет. Но в 2015 году стало понятно, что это установка будет реализована. "Совершенствование" сети вузов "в том числе путем реорганизации и присоединения" было прописано еще в федеральной "дорожной карте" (План мероприятий "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки"), принятой в конце 2012 года. В 2015-м с принятием федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы стали известны и цифры: предусмотрено сокращение числа вузов на 40%, а их филиалов — на 80%.
Как именно будет реализовываться "дорожная карта" и кто попадет под реорганизацию, пока непонятно, признаются руководители вузов. Сегодня они не всегда понимают те правила игры, которые устанавливают министерство и надзорные ведомства. К тому же по ходу, признаются ректоры, эти правила постоянно меняют.
Под санкции Рособрнадзора к 29 января попали больше двух сотен вузов страны. Ведомство приостановило действие госаккредитации 168 вузам и филиалам, еще 35 ее лишены. В 92 учебных заведения запрещен прием студентов, в 12 приостановлено действие лицензии, еще столько же лишились лицензии в судебном порядке.
В Алтайском крае в прошедшем году проблем тоже хватало: сначала медицинский университет не получил вовремя свидетельство об аккредитации взамен прежнего и не сразу выдал выпускникам дипломы государственного образца. Затем оказалось, что две "непрофильные" специальности ("менеджмент" и "экономика и управление на предприятии") вовсе не были аккредитованы. Более 400 студентов экстренно перевелись в другие вузы, а выпускники вынуждены ждать получения дипломов еще год. В течение года с проблемами столкнулись АГАУ, педагогический университет из Бийска, филиалы АлтГУ и АлтГТУ, в начале 2016 года — ААЭП. Руководители вузов признаются, что для большинства санкции были полной неожиданностью.
Замониторили
Массовое наступление на вузы образца 2015 года — не первая попытка чиновников от образования проредить число вузов в стране. Еще в докризисном 2012 году Минобразования решило проводить мониторинг — проверять вузы на эффективность по шести критериям. Тех, кто не уложится в установленные нормы, по задумке ведомства, планировалось ликвидировать. Но в "черный список" неэффективных тогда попали крупнейшие московские вузы, а в регионах — образовательные организации, важнейшие с точки зрения подготовки кадров. Мониторинг раскритиковали, и вузам дали второй шанс. В 2014 году от понятия "неэффективные" вовсе отказались.
Но в Минобразования не отчаялись и зашли с другой стороны. В 2015-м вузы, которые показали плохие результаты при мониторинге, стали бомбардировать проверками. Этот-то механизм и почувствовали на себе перечисленные выше алтайские вузы. Все они подверглись санкциям — до устранения выявленных нарушений им запрещали вести прием студентов. Кардинально на работе вузов это пока не сказалось — все запреты пришлись на время, когда приемные кампании не велись. Но имиджевые последствия были.
Руководители вузов, которые прошли через жерло проверок, обращают внимание на несколько факторов. Первое — новая система "двойных проверок". Как рассказывает ректор АГАУ Николай Колпаков, в июне в вузе прошла проверка Рособрнадзора, она выявила ряд нарушений. Их устранили, необходимые документы в ведомство предоставили. Но в начале октября ревизоры вновь проверили вуз и нашли еще три нарушения. Второго шанса устранить их не дали — сразу внесли в "черный список" с формулировкой "неисполнение в срок предписаний Рособрнадзора".
Вторая особенность проверок — их формализм. Выявленные в алтайских вузах нарушения зачастую касались не содержания учебного процесса, а вещей скорее сопутствующих. Например, Рубцовский индустриальный институт (филиал АлтГТУ) наказали за отсутствие информации на сайте о возможностях использования дистанционных технологий и за приемную комиссию на втором этаже, что не позволяет добраться до нее инвалидам. Бийский педуниверситет поплатился за необорудованные для инвалидов туалеты, ААЭП — за неверно оформленные трудовые отношения с сотрудниками. Белокурихинский филиал АлтГУ попал под санкции за отсутствие медкабинета. "Никто не посмотрел на то, что там обучаются только заочники, а у вуза есть договор с городской больницей", — говорит ректор АлтГУ Сергей Землюков. В АГАУ проверяющих не устроили, например, несоответствие названия предмета и квалификации педагога, а также формулировка пункта в договоре на платное обучение.
Еще одна особенность проверок — внезапность.
Александр Тен,
ректор ААЭП:
О начале проверки академию известили за 24 часа до начала. Любой документ, который требовала комиссия, необходимо было предъявить в течение двух часов, в противном случае считалось, что он отсутствует.
В итоге большую часть документов вуз просто не успел предоставить.
Не согласны с методами
Эксперты полагают, что дело не столько в резко ухудшившемся качестве образования, сколько в реализации установки на "резекцию" высшего образования.
Сергей Землюков,
ректор АлтГУ:
Общий процесс прописан — сокращение числа вузов и филиалов. Идти он будет путем отсечения неподготовленных, слабых либо не сориентировавшихся и не принявших мер для усиления тех или иных позиций.
Но ориентироваться в такой ситуации непросто. Ректор АлтГТУ Александр Ситников приводит пример: методика проведения госаккредитации меняется чуть ли не ежемесячно. Сейчас вуз как раз готовится отправить десятки килограммов документов, чтобы пройти аккредитацию по 112 программам среднего и всех уровней высшего образования. Действие предыдущего свидетельства заканчивается 25 апреля. Готовиться к прохождению процедуры в АлтГТУ начали год назад. Здесь даже создали отдельное управление лицензирования и аккредитации и штаб подготовки.
Александр Ситников,
ректор АлтГТУ:
Правила “игры” всегда должны быть известны заранее. Это позволит образовательным учреждениям просчитывать свои возможности и планово готовиться к проверкам.
Самое интересное, что алтайские ректоры согласны: вузы нужно сокращать. Но они спорят с методами. Сергей Землюков называет ряд объективных причин оптимизации системы: число вузов не сокращается, бюджетных мест в них меньше не становится, при этом число вакансий на биржах труда не уменьшается. Еще один объективный фактор — уменьшение числа абитуриентов: в 2009 году школы края оканчивали 17 тыс. человек, в 2015-м выпускников менее 12 тыс.
Александр Тен,
ректор ААЭП:
Пожалуй, с тем, что вузов слишком много, согласиться нужно. Но методы их ликвидации странные. Много или мало учебных заведений, по идее, должен решать сам рынок через голосование абитуриентов, через решение работодателей, принимать или нет на работу выпускников.
Филиалы в крае уже начали сокращаться. За последние два года по разным причинам реорганизации подверглись алтайские подразделения Российской международной академии туризма, Московского государственного института культуры. Борьбу за сохранение вуза на федеральном уровне ведет Современная гуманитарная академия (два филиала в регионе).
Оптимизируются и подразделения региональных университетов. Так, АлтГУ в этом году закрыл один из семи филиалов — в Михайловском, прекратил набор на высшее образование в Камне-на-Оби и Бийске. Ректор признает: на местах сложно формировать сильный преподавательский состав. "Нам трудно в Славгороде, Камне и Рубцовске содержать необходимое число профессоров, мы отправляем их в командировки, но проверяющими это не засчитывается, нужно, чтобы они были в штате", — говорит он.
Для наших вузов филиалы в городах края — базовые центры в территориях. Их закрытие ведет к перетоку абитуриентов. Выпускники школ Камня-на-Оби и близлежащих районов едут в Новосибирск, бийчане — в Томск и Красноярск, где вузы могут предложить современные общежития, оплату проезда два раза в год, повышенную стипендию.
Экономическая борьба
От количества абитуриентов в свою очередь напрямую зависит финансирование вузов. Экономический механизм регулирования "популяции" вузов, похоже, станет самым действенным. Одно из последних заявлений министра образования Дмитрия Ливанова: "Мы будем оценивать вузы и по качеству набора". А это значит, что борьба за лучших выпускников, за каждым из которых сейчас и без того охотятся персонально, еще больше обострится. Качество приема будет определять финансирование, число бюджетных мест, наличие магистратур, диссертационных советов.
В этих условиях вполне ясной становится перспектива перехода многих вузов, не получающих допфинансирования, на подготовку по программам прикладного бакалавриата, считает Сергей Землюков. "В будущем могут быть выделены федеральные вузы и региональные, которые обеспечивают подготовку только тех кадров, которые необходимы субъекту", — говорит он.
Спастись региональным вузам в прошлом году предложили путем объединения и создания опорных университетов. Таким обещают дополнительное финансирование и концентрацию всех ресурсов. По некоторым данным, после завершения реформы в стране останется только четыре категории вузов: ведущие университеты, региональные опорные университеты, отраслевые специализированные и остальные, которые будут заниматься только прикладным бакалавриатом.
Опорный университет может появиться и в Алтайском крае, если на это пойдет руководство региона. Но есть и ряд препятствий, главным образом это разная ведомственная подчиненность вузов и амбиции ректоров, которым, разумеется, не хочется терять ни статус, ни возможность распоряжения материально-технической базой. В ноябре в регионе создали рабочую группу, которая должна оценить все плюсы и минусы. На тот момент руководители почти всех вузов края, за исключением АлтГУ, видели в этом больше минусов, чем плюсов.
В самом начале февраля рабочая группа провела первое заседание. На нем озвучили новые данные: опорный вуз в Алтайском крае может быть создан только с участием трех университетов: Алтайского государственного, технического и педагогического. При этом его создание невозможно без АлтГУ. Решение об участии в конкурсе и его вариантах нужно принять в течение ближайших двух месяцев. Озвучат его апреле.
Сейчас в вузовской среде активнее всего обсуждают вариант объединения АлтГУ с педуниверситетом, так как в них дублируется наибольшее число направлений подготовки. К тому же в крае есть еще один педагогический вуз — гуманитарно-педагогический университет в Бийске.
Регионы без науки
Процесс, который начинался как стремление закрыть вузы, предоставляющие некачественные услуги и штампующие дипломы, сегодня грозит перейти в более глобальный. Под огонь сегодня попали и государственные вузы. В стремлении к экономии министерство грозит лишить регионы существующих там научных организаций и оставить только те институты, которые будут готовить бакалавров по запросу работодателей. Это худший сценарий. Но ректоры края уверены, что ситуация будет развиваться более оптимистично. Они уверены как минимум в том, что самостоятельность им отстоять удастся.
Самое важное - в нашем Telegram-канале