Образование

Диплом об окончании вуза — не гарантия трудоустройства

В Алтайском крае в стабилизацию рынка труда вкладывают большие деньги, много говорят о том, что выпускникам нужно помогать устраиваться на работу. Чья это забота: молодых специалистов, учебных заведений, государства?

Насколько сложно выпускникам вузов найти работу после окончания обучения?
Насколько сложно выпускникам вузов найти работу после окончания обучения?
Михаил Хаустов

Никто никому не должен

Даниил Бугаев,
выпускник БГПУ:

В поиске работы вуз никак не содействовал ни мне, ни моим знакомым. Разве что аспирантуру предлагали. И место для практики мы тоже всегда искали сами. Но часто приходится слышать мнение, что государство должно обеспечивать выпускников рабочими местами, как было в советские времена. Хочется ответить тем, кто так считает, вот что: обратите внимание на современный институт образования. Масса университетов, институтов, колледжей, академий, их филиалов и т. д., которые набирают абитуриентов на специальности с красивыми названиями, а качество знаний, которые они дают, оставляет желать лучшего. Так вот представьте, что всю эту толпу «специалистов» после выпуска необходимо трудоустроить. Сколько людей, которые получили невостребованные специальности, ежегодно выходят из вузов? Стране не нужно такое количество философов, экономистов, маркетологов…

Другой аспект: в каждой группе есть определенное количество безответственных студентов, лентяев и тех, кто платит за зачеты и экзамены. А теперь представьте, что у нас, как в советские времена, есть послевузовское распределение, а вы владелец своего маленького, но прибыльного бизнеса. Держу пари, вам бы не хотелось, чтобы такой выпускник трудился на вашем предприятии.

Кто-то поспорит, что есть и хорошие студенты, которые за время обучения получили необходимые для работы навыки, и их можно было бы устроить. Так, да не совсем. Хороший работник не тот, кто великолепно знает теорию, а тот, кто имеет оптимальное соотношение теоретических знаний и опыта. Как получить опыт? Не бездельничать во время учебы. Есть масса сдельной работы, которую работодатели хотели бы выполнить, заплатив минимальную сумму. Именно на нее чаще всего и берут студентов. Не скажу, что с большой радостью, но толковых принимают без проблем. Полагаю, проблему отсутствия работы необходимо искать в первую очередь в себе, а не пенять на других.

Главное правило: «Никто никому ничего не должен!». Всем выпускникам стоит принять эту аксиому, идти устраиваться на работу, а не перекладывать свои проблемы на государство, вуз, знакомых, родителей… Не смогли устроиться по специальности? Вы потратили пять лет свой жизни и ничему не научились!

Нужен анализ рынка

Виктор Супрунов,
директор Центра занятости населения Змеиногорска:

Я считаю, что в идеале вузы, конечно, должны участвовать в поиске работы для своих выпускников. И в первую очередь строить свою программу так, чтобы специалисты, которых они выпускают, были востребованы на рынке труда процентов на 80−90. Тогда и участвовать в трудоустройстве им особенно не нужно будет, выпускники автоматически будут устраиваться.

Но сегодня у нас все вузы, включая технические, готовят юристов и экономистов и т. п. Очевидно, что мы имеем переизбыток этих специалистов на рынке труда, и найти работу им с каждым годом становится все труднее. Чтобы хоть как-то это изменить, нужно провести хорошее исследование и каждому учебному заведению выстроить свой профиль в соответствии с реальными потребностями этого рынка. Пока же они работают на конъюнктуру — учат тому, что пользуется спросом у абитуриентов по разным причинам, а не тому, что пользуется спросом на рынке труда.

Мы, как любой другой центр занятости населения в крае, целенаправленно занимаемся трудоустройством выпускников, у нас приняты и действуют соответствующие программы. И мы пытаемся делать это совместно с учебными заведениями. Все наши нормативные документы предусматривают ежегодное согласование объемов подготовки специалистов со всеми учебными заведениями начального и среднего профессионального образования. Мы даем рекомендации с учетом состояния и прогноза рынка труда. Но учебные-то заведения ориентируются на спрос. Ну есть у абитуриентов сегодня спрос на юридические специальности, поэтому их и готовят. Мы стараемся, чтобы выпускники могли пройти стажировку по профессии, показали, на что они способны, приобрели опыт.

В советское время была замечательная вещь — распределение, которая в той экономической системе работала. Но сегодня, чтобы подобную работу вести, опять же нужен глубокий анализ рынка труда с перспективой как минимум на пять лет.

Нужна практическая часть

Николай Кустов,
заместитель директора компании «АгроСиб-Раздолье»:

Я думаю, что вузы должны реагировать на потребность в кадрах, которая есть в обществе. И даже немножко предвидеть в этом плане. Когда мы начинаем обсуждать проблему инновационных технологий, то говорим, что будущий день определяет судьбу экономики, особенно в условиях кризиса, и вузы должны активно, глубоко изучать этот вопрос. А заниматься непосредственным трудоустройством выпускников высшим учебным заведениям, я считаю, неправильно по той простой причине, что для этого нет никакой законодательной базы. Что есть у вуза, чтобы определить на работу выпускника? Ничего нет, кроме связей ректора и сотрудников с производством, заводами, бизнесом. А вот бизнес с учетом сказанного мною должен подавать сигналы учебным заведениям и формировать с соответствующими органами государственного управления запрос на подготовку кадров. Обязанность вузов — удовлетворить эту потребность.

Здесь есть еще один важный вопрос, и касается он практической работы студентов. У нас материальная база вузов построена не так, как на Западе. Сейчас Алтайский технический университет обменивается опытом с Францией, так там экспериментальная база в учебном заведении на высочайшем уровне, она отвечает всем современным требованиям и новейшим технологиям. Студенту, который изучает сыроделие, не надо искать место, где и на каком заводе ему практиковаться, он практическую часть образовательной программы осваивает в вузе. Если он сам — от приемки молока! — не сварит сыр, то и зачет не получит. В итоге студент выходит из вуза с практическими знаниями, он идет на предприятие и знает, как варить сыр. Точно так же готовят и на других специальностях. А у нас студент приходит на практику, и выясняется, что ему в цехе запах не нравится. А зачем шел учиться?.. Во Франции с первого курса знают, какие запахи могут быть на производстве.

Раньше, в советское время, было расписано, что завод обязан принять студентов на практику, это был положительный момент. А сегодня этого нет, и если даже студент приходит на завод, то ему за его практику ничего не платят, за организацию практических учебных мест никто не платит, за потерю ресурсов при прохождении практики никто не платит, и поэтому постоянно возникают вопросы. Я вот сейчас, казалось бы, работаю в другом месте, а начинается май, и идут звонки: помогите устроить студентов на практику!..

Подпишитесь на главные новости нашего сайта через соц-сети

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость