Образование

Где и в каких условиях будут учиться школьники края

С каждым годом в Алтайском крае становится все меньше школ. Этому уже никто не удивляется: демографический кризис, нехватка бюджетных средств и кадров… Особенно остро эта проблема стоит в небольших и малонаселенных районах региона. Способна ли образовательная реформа что-то изменить к лучшему?

Планируется, что в 2010 году доля школьников, обучающихся в условиях, отвечающим всем современным требованиям, возрастет до 72% (в 2009 году - 70%).
Планируется, что в 2010 году доля школьников, обучающихся в условиях, отвечающим всем современным требованиям, возрастет до 72% (в 2009 году - 70%).
Анна Зайкова

Закрытие

Недавно, на августовской педагогической конференции, губернатор Александр Карлин подчеркнул, что содержание малокомплектных школ (а всего их в крае более 100) стоит для бюджета немалых денег. Это беда не только нашего региона, но и всей страны. Поэтому ежегодно в России численность малокомплектных школ сокращается. Так, по данным Роспотребнадзора, в прошлом году в России было закрыто 767 школ, в этом – 1 140. В Алтайском крае в 2009 году было закрыто и закон­сервировано 62 школы, в 2010-м – 39 (13 ликвидировано, 26 законсервировано на неопределенный срок). Причем из тех, что были временно закрыты в 2007–2009 годах, к новому учебному году возобновили работу только две школы, в которых обучается по два ученика. По уверениям специалистов, такое положение вещей объясняет сложная демографическая ситуация – с 2004 года численность школьников сократилась на 50 000 человек, и это далеко не предел. Подавляющее большинство закрытых в селе школ не набрали в этом году и десяти учеников. Поэтому на сходе жителей села было принято решение о переводе детей в более крупные школы.

– Отсутствие учащихся обусловлено, во-первых, объективными демографическими показателями, а во-вторых, переводом детей из одного учебного учреждения в другое по заявлению родителей, – комментирует Ирина Калашникова, главный специалист отдела развития краевого управления по образованию и делам молодежи. – Сложно сказать, в каких районах края школы закрываются чаще, так как у каждого своя специфика. Например, Чарыш­ский район – один из самых малозаселенных,  здесь очень много маленьких сел, отдаленных друг от друга. В каждом есть свое учебное учреждение, которые мы не закрываем и не закроем, пока туда ходит хотя бы один ребенок.

Альтернатива

Ликвидация бюджетного "балласта" – крайняя мера, так как при закрытии образовательного учреждения под сокращение попадают абсолютно все сотрудники, в том числе защищенные трудовым законодательством (беременные, матери-одиночки и т. п.).  Поэтому существуют альтернативные способы эффективного расходования ресурсов.

Один из них – перевод одной школы в филиал другой. В этом году в крае такая смена статуса коснулась 15 школ, для которых открылись новые возможности повышения качества образования за счет более крупной школы.

Спасти школу от закрытия может и так называемое укрупнение. В этом году в столице края эта мера вызвала массовые недовольства: преподаватели говорили о сокращениях педагогических составов, родители волновались за адаптацию своих детей.

– Сегодня на интернет-сайтах почему-то говорят о ликвидации общеобразовательных учреждений Барнаула. На самом деле это не так, – поясняет Ирина Калашникова. – Не стоит путать ликвидацию с присоединением. Последнее – это форма реорганизации, подразумевающая институт правопреемства. Это значит, что дети, учителя и имущество одной школы переходят к другой. Когда реорганизация завершается, директор составляет новое штатное расписание, в соответствии с которым формируется новый педагогический состав. При этом не стоит забывать об увеличении нагрузки для учителей, а следовательно, и о минимальном сокращении педагогических кадров.

Кроме того, на период адаптации детей в новых условиях администрация школы сохраняет за прежними учителями классное руководство и состав классов. Укрупнение также позволяет решить проблему профильного образования в малокомплектных школах.

Жизненно важные составляющие

Образовательная реформа предполагает улучшение не только качества образования, но и условий, в которых это образование получают. Должно быть, поэтому школ, которые в этом году 1 сентября не открылись из-за нарушений, в Алтайском крае нет. Как сообщают в управлении по образованию и делам молодежи, комиссии приняли все школы края. Проверяющие органы тревожных фактов также не публикуют. Так, по информации краевого ГУВД, 300 учреждений устранили недостатки в части безопасности, 400 обещают устранить в ближайшее время. Управление МЧС рапортует о том, что из 1 200 проверенных школ по части пожаробезопасности допущены все. Представители системы здравоохранения от публикации результатов проверки воздерживаются. Правда, по словам Татьяны Голиковой, министра здравоохранения, 62,3% российских школ не оснащены медпунктами.

Что стало с объединившимися школами Барнаула?

Средняя школа № 25 и РАЭПШ: педагогиче­ский и ученический состав РАЭПШ перешел в отремонтированное здание школы № 25. По словам сотрудников управления по образованию, без объединения оба здания вряд ли могли бы рассчитывать на такой ремонт.

Средние школы № 100 и № 102: в здании школы № 100 располагаются начальные классы и учреждения дополнительного образования. Учащиеся 5–11-х классов перешли в школу № 102.

"Кадетская" и школа № 83: разделение учеников по кадетским и общеобразовательным классам. Коллектив разделен на два помещения.

Справка

87% школ, закрытых в этом году в Алтайском крае, располагались в нетиповых, ветхих зданиях. 100% – малокомплектные.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость