За последний год в Алтайском государственном университете появилось несколько крупных коммерческих проектов. Прошлой осенью на проспекте Социалистическом вуз открыл "Университетскую лавку", в которой продают канцелярию, сувениры и предметы художественного творчества, изготовленные студентами и преподавателями. В сентябре в трех корпусах появились мини-кофейни. А в конце ноября в вузе приняли программу развития Южно-Сибирского ботанического сада, которая отчасти также направлена на зарабатывание денег.
Всеми этими проектами занимается специально созданная структура — управление по реализации коммерческих проектов и социальных программ.
Сергей Ездин,
заместитель начальника управления по реализации коммерческих проектов и социальных программ:
Коммерческие проекты — это новшество для вуза. Состояние экономики, ситуация в стране, непростое положение вузов в целом обусловливают необходимость кроме образовательной деятельности, которая является первоочередной, заниматься еще и привлечением средств от коммерческой деятельности. Это не является основной задачей вуза, но такая вспомогательная функция позволяет развивать материально-техническую базу, реализовывать социальные проекты, участвовать в конкурсах на получение грантов, которые предполагают софинансирование.
На работу в университет он перешел с должности в органах исполнительной власти края. А возглавляет управление с недавнего времени бывший управляющий дополнительным офисом Алтайского регионального филиала Россельхозбанка Сергей Ганжа. Они и еще четыре человека — менеджеры, которые отвечают не только за общее развитие, но и за работу каждого из проектов.
Управление появилось в 2011 году. Именно тогда АлтГУ начал более сеьезно заниматься коммерческой деятельностью. Первым большим проектом стала сеть собственных столовых, которая, по словам Ездина, несмотря на сложности — необходимость платить НДС, учитывать ограничения при наценке готовых блюд, на данный момент функционирует достаточно успешно.
В вузе гордятся тем, что не сдают площади в аренду, а сами реализуют на них какие-то задумки. При этом на вопрос, выгоднее ли это, Ездин отвечает: "Не факт. Возможно, чистая прибыль от сдачи помещений в аренду была бы выше. К тому же не нужно думать о том, какую зарплату платить работникам, где искать персонал, какое меню предложить. Это все становится головной болью арендатора, а ты лишь получаешь ежемесячно определенную сумму".
Главным преимуществом такого подхода он называет возможность контролировать качество готовых блюд.
Зарабатывают все
То, что вузы должны научиться искать источники дохода, в федеральном законодательстве впервые зафиксировали в 2010 году, когда в правовые акты были внесены поправки, которые регламентировали создание малых инновационных предприятий при вузах. Первые шаги по реализации новых возможностей большинство учебных заведений предприняли тогда же. Это не значит, что раньше они зарабатывали лишь с помощью оказания платных образовательных услуг. Научная деятельность также приносила доход. Получать прибыль вузам удавалось с помощью выполнения хоздоговоров — предприятия заказывали научное исследование, разработку, испытание, а вуз за плату реализовывал заказ.
Теперь у изобретателей появилась возможность внедрять свои разработки, получившие патенты в университете, через сеть малых инновационных предприятий. Так зарабатывают теперь практически все вузы.
Пожалуй, продуктивнее всего в этом направлении работает технический университет. С 2010 года здесь создано 28 малых инновационных предприятий. Наибольшие успехи демонстрирует "МИП сельскохозяйственного машиностроения АлтГТУ". Оно выпускает кормоприготовительные установки для животноводства.
Владислав Федоров,
директор Центра научно-исследовательской работы студентов:
В их уставном капитале доля вуза составляет не менее трети, и доход от деятельности распределяется пропорционально доле участия всех учредителей, которыми могут выступать как физические, так и юридические лица.
Научно-инновационная деятельность, по его словам, приносит от 5 до 10% бюджета университета.
Но жизнь ставит перед универститетами новые задачи, и зарабатывать на образовании и науке уже становится недостаточным.
Юрий Бугай,
проректор по экономической работе Алтайского аграрного госуниверситета:
Министерство сельского хозяйства довело до нас план мероприятий, в котором прописаны индикаторы, обязательные для исполнения. Одним из них являются доходы вуза в расчете на одного научно-педагогического работника. В динамике лет эта цифра должна ежегодно увеличиваться. Все подразделения вуза так или иначе участвуют в этом.
Сегодня АГАУ также зарабатывает не только благодаря образовательной деятельности. Порядка 30% доходов приходится на необразовательные услуги: реализацию сельхозпродукции и племенных лошадей, разводимых на учебно-опытной конеферме, услуги по селекционно-племенной работе по заявкам организаций, информационно-консультационные услуги, подготовку водителей и трактористов в автошколе и другие.
"В сентябре этого года мы создали учебно-научный центр факультета ветеринарной медицины. Оказываем там более 40 ветеринарных услуг. Остальные подразделения появились давно, но программы, которые в них реализуются, постоянно адаптируются под реалии сегодняшнего дня. Например, изучив рынок, мы начали сдавать в аренду лошадей для детей, занимающихся конным спортом, оказывать туристические услуги на базе учебно-оздоровительных комплексов", — делится он.
По словам Ездина, при определении победителей конкурсов на получение грантов всегда учитывается, сколько вуз заработал. "Наш вуз стал одним из немногих, которому было доверено реализовывать программу стратегического развития, но для нее необходимо софинансирование. А откуда его взять? Вот мы и работаем на привлечение доходов от необразовательной деятельности. Бюджетное финансирование ограничено, поэтому не такими быстрыми темпами, как нам хотелось бы, идет обновление материально-технической базы. А так у нас появляется возможность отремонтировать аудиторию, закупить технику для научных исследований, оснастить лабораторию по последнему слову. Чтобы остаться на плаву, вуз должен быть конкурентоспособным, а для этого нужно создавать себе условия", — объясняет он необходимость в получении дохода.
По западному образцу
Полтора года назад в АлтГУ учредили фонд целевого капитала — эндаумент-фонд. Это первый подобный фонд в крае. "Наша задача дальше его пополнять с помощью пожертвований и меценатов. В будущем планируем организовывать благотворительные акции, марафоны, социально ориентированные проекты", — говорит еще об одном новшестве АлтГУ Сергей Ездин. Сама идея таких фондов, конечно, не нова, эта практика пришла к нам из-за рубежа.
В бюджете многих американских университетов далеко не последнюю роль играют индивидуальные пожертвования и прибыль от инвестиций.
Да и в России эта практика развивается уже несколько лет. Один из удачных примеров функционирования такого фонда — Уральский федеральный университет. Пожертвования там начали собирать на год раньше, чем в АлтГУ. На данный момент общая сумма взносов, направленных на формирование и пополнение целевых капиталов фонда, составляет 38 млн. 543 тыс. рублей. Доход от доверительного управления целевым капиталом за 2012 и 2013 годы составил почти 1,6 млн. рублей. А целевой капитал АлтГУ — 3 млн. рублей за год с небольшим — только был сформирован и передан в доверительное управление.
Для Алтайского края появление такого фонда — пока новинка. "Людям приходится объяснять, для чего это нужно и насколько все прозрачно. Нужно объяснять, что собранные деньги пойдут именно на развитие вуза, а не кому-то на зарплату, что решения о том, как потратить эти средства, принимает попечительский совет, созданный при фонде", — сетует Ездин.
По аналогии с зарубежными вузами Ездин планирует реализовать еще одну идею — тотемное животное вуза. Планы его появления связаны с другим грандиозным проектом — реализацией программы развития Южно-Сибирского ботанического сада: "За рубежом у многих вузов есть тотемное животное. В АлтГУ есть лаборатория редких птиц “Алтай-Фалькон”, в которой содержатся и выращиваются соколы балобаны и сапсаны для пополнения популяции этих благородных и красивых птиц в естественной среде. Почему бы им не претендовать на это звание", — делится он своими планами.
Лаборатория является подразделением Южно-Сибирского ботсада. В ближайшие годы там запланировано строительство галерей, теплиц и оранжереи. Бюджет проекта — несколько десятков миллионов рублей — средства, заработанные с помощью других проектов.
"В России вузы, у которых есть ботанические сады, можно пересчитать по пальцам. Ботанический сад АлтГУ по уровню научных достижений входит в тройку сильнейших, несмотря на то что его материально-техническая база оставляет желать лучшего", — рассказывает Сергей Ездин.
Достижения ученых ботсада в вузе также планируют монетизировать. "Мы хотим развивать научный туризм. У нас есть для этого потенциал — техническая база, ученые, громкие имена. Помимо этого, колоссальные возможности, которые нам подарила природа", — продолжает он.
Новая модель
В ближайшие годы вузы будут вынуждены искать и новые источники получения прибыли. По крайней мере, это прогнозируют руководители практически всех образовательных органазаций региона.
В АлтГУ уже знают, как будут это делать, но о планах здесь говорят неохотно: как и на любом рынке, конкуренты могут первыми реализовать идею. Но все же некоторые секреты Ездин приоткрывает. Уже этим летом на базах учебных практик в Красилово, Чемале и Чарышском районе работники вуза начнут оказывать туристические услуги. Это будет не просто сдача домиков в аренду, а организация походов, экскурсий и сплавов, конных прогулок.
Надеются здесь и на то, что в будущем уже существующие проекты будут приносить большую прибыль. Один из тех проектов, на которые замначальника возлагает большие надежды, — университетская лавка. "Он задумывался в первую очередь как имиджевый. Я не скажу, что он сейчас убыточный, но в будущем должен начать приносить прибыль. Мы уже пробовали его как канцелярский магазин, как книжную лавку, как магазин произведений искусства, и теперь у нас есть понимание того, как дальше развивать этот проект", — отвечает на вопрос о его рентабельности Ездин.
Вообще, о деньгах он предпочитает не говорить. "Бюджетным организациям тяжело заниматься коммерческой деятельностью по многим причинам — налогообложение, бюджетная политика. При этом мы должны помнить о том, что задача стоит двойная — и зарабатывать, и оказывать услуги студентам, поэтому приходится постоянно лавировать. Если бы нам поставили задачу только зарабатывать, мы бы строили свою политику по-другому, вели бы себя более агрессивно. Например, когда открывали кофейни, мы специально сравнивали цены и делали их немного ниже", — делится он. Стакан капучино, латте или горячего шоколада здесь стоит 69 рублей, в то время как в заведениях в округе цена кофе выше минимум на 10 рублей.
Сергей Ездин,
заместитель начальника управления по реализации коммерческих проектов и социальных программ АлтГУ:
Одной из сложностей в реализации проектов является то, что это не всегда воспринимается профессорско-преподавательским составом с пониманием. Мы уходим от советской модели существования образовательной системы и приходим к другой — западной модели. Думаю, в будущем вузам придется выживать за счет самоокупаемости. Они станут существовать как полноценные конкурирующие субъекты. Поэтому все со временем должны к этому привыкнуть.
Цифра
По данным официального сайта АлтГУ, всего из разных источников в 2013 году на счет вуза поступили 1 млрд. 367 млн. рублей.
Смотрите также:
Новый ректор алтайского медуниверситета рассказал о планах развития и проблемах здравоохранения
Самое важное - в нашем Telegram-канале