Люди сказали, что детский сад такой ценой им не нужен. Село поднялось на борьбу "с радикальной чиновничьей глупостью".
Тютикова школа
…Как ни крути, начинать эту историю надо с 1934 года, когда в Волчихе построили новую школу и их стало две: первая и Тютикова. Прошло почти 80 лет, вторая школа стала одной из лучших в крае, переехала в 1999 году в большое современное здание, но ее до сих пор называют по имени первого директора, Василия Арсентьевича Тютикова.
Раиса Ивановна Зарубкина,
директор второй школы:
Я очень горжусь, когда слышу: "Тютикова школа". Это история, которую нельзя уничтожать; без этого будем однодневки, и все.
Чтобы понять, почему Волчиха непрерывно бурлит уже четвертую неделю, нужно, конечно, побывать в этой школе. Увидеть бесконечно увлеченных своим делом учителей, рассмотреть большой стенд "Педагоги – наши выпускники", портреты классиков русской литературы на лестничной клетке, позавидовать тренажерам в одном из трех спортзалов, познакомиться со скелетом Майклом в лаборантской кабинета биологии, остановиться у второго большого стенда – с портретами золотых и серебряных медалистов…
В этой школе все для детей и про детей: повсюду их рисунки на стенах и спортивные трофеи на полках, фотографии из туристических походов и дипломы победителей сотен конкурсов. многое сделано руками старшеклассников, родителей и педагогов – кто-то верно написал в гостевой на сайте школы, что она похожа на дом. Дом стоит в прекрасном рябиновом саду, который заложили выпускники 2000 года. В прошлом году у 73% ребятишек результаты ЕГЭ по русскому и математике были выше краевых показателей. Двое ребят из прошлогоднего выпуска ушли в колледжи, остальные учатся в вузах, и только двое – платно.
Так что, когда по Волчихе поползли слухи о том, что вторую школу закрывают, учителя и родители встали на ее защиту.
Инновация по-волчихински
Татьяна Скачкова,
член управляющего совета второй школы:
Деревня всколыхнулась, узнав эту новость. Проект обсуждали районные депутаты на комиссии, Инна Михайловна Терехова встречалась с учителями, которых "обнадежила", что любой ценой добьется его реализации. С нами никто из руководства на контакт не шел. Мы еще две недели назад приглашали Инну Михайловну, она так и не пришла. Глава администрации района Василий Поленичко то на больничном, то к нему на прием не запишешься. Глава района Иван Знатнин на контакт идет охотно, но он так себя ведет – и не красным, и не белым. Наши пенсионеры, бывшие педагоги, пошли на прием к Поленичко, им сказали: пишите жалобу, лично он с вами встречаться не будет. Держат нас, ну, как не за людей, что ли...
– В краевом управлении по образованию мне сказали, что это действительно просто идея, а я думаю, некоторые идеи надо на корню уничтожать, и все, – говорит Роман Шишаев. – Если есть в районе что-то хорошее, то это школа № 2, не надо ее трогать, ничего лучше здесь не создано. Столько всего, где можно применить свои таланты и желание экспериментировать! А они нашли, что дети выдыхают на два квадрата чистого воздуха больше, чем должны по каким-то нормам 70-х годов, и решили согнать всех вместе и запихать сюда еще 100 детей из детского садика… Маразм, я считаю. Эта идея всех раздражает из-за своей радикальной глупости.
Волчиха – большое село, вытянутое на восемь километров. Пивзавод – один конец, лесхоз – другой. Дети с одного края ходят в первую школу, с другого – во вторую.
– Дети будут пешком ходить в такую даль, а дороги у нас не чистятся, тротуаров нет, на всю деревню горит 12 фонарей, – возмущаются члены родительского комитета. В "автобусные маршруты с четкой работой диспетчера" они не верят:
– У нас на один-то автобус, в котором привозят детей из Плодосовхоза, бензина нет. Спросите, на что заправляли автобус в последнюю неделю? Дети газету выпустили, дискотеку провели. А на что они собираются четыре автобуса заправлять?..
Первая школа тоже гордится своими педагогами, медалистами, традициями, классами и технологиями, и педагоги не понимают, ради чего все это должно разрушиться.
– Я закоренелый учитель, это моя судьба. И я считаю, что все должны понимать: любой эксперимент должен проводиться только ради детей. А этот эксперимент ради чего? Засветиться как "первому в крае сельскому образовательному кластеру" и уничтожить две базовые школы, лучшие в районе и, я думаю, в крае не последние? Вот это безобразие, вот этого допустить нельзя! – говорит директор первой школы Владимир Фисенко.
Опередила время
Инна Терехова не скрывает, что последние недели дались ей тяжело, но считает, что ее идея хороша, просто сильно опередила время:
– Территория второй школы очень хорошо подходит для младших классов, там есть зоны рекреации, развития, игры. Чем плохо, когда ребенок с пятилетнего возраста на одной территории, когда педагоги-дошкольники учатся инновационным технологиям у педагогов начальной школы?
Школа рассчитана на 740 мест. Количество детей, которое сегодня обучается, – 580. Если правильно распределить ресурсы, то можно их направить на всех младших школьников Волчихи. Сложность в том, что часто, когда руководитель так долго работает в одном образовательном учреждении, он прикипает к нему сердцем. Да, школа строилась при ней. Но нельзя сегодня так себя вести, потому что меняется время, меняются технологии – единая образовательная среда действительно должна стать единой образовательной средой. Вот эти моменты педагог со стажем не понимает, не перестраивается… Это хмыканье вечное, улыбки эти, вроде как я бред несу! Это не первая моя идея, и обидно, что территория к ним не подготовлена...
Инна Михайловна настаивает на том, что никто не собирался вот так прямо брать ее идею и воплощать в жизнь, что она хотела дождаться ее обсуждения на сессии райсовета, а потом уже выносить к родителям. Педагогов во главе с директором второй школы она обвиняет в непорядочности: "Увести родителей можно хоть куда".
Понятно, что учителя оскорблены обвинениями в непорядочности.
– Мы вступили в борьбу, когда уже нельзя было молчать, это было бы предательством по отношению к детям. Мы здесь работаем по 20–30 лет, и наши традиции, все, чем мы живем, – на свалку? – спрашивают они.
И, конечно, они не согласны считать себя ретроградами, которые встают на пути модернизации.
Павел Ключников,
учитель информатики:
Сказать это коллективу, который первым разрабатывал технологии дистанционного обучения? Коллективу, опыт которого обобщается и изучается другими школами?
Чистый передник
Раиса Ивановна сохраняет невозмутимое лицо и мягким голосом интеллигента говорит, что не позволит погубить дело своей жизни и свести всю историю к несуществующим личным отношениям титулованного учителя и начинающего заврайоно:
– Меня интересует дело, педагогика и эта школа, больше ничего. У меня единственная запись в трудовой книжке: в 1976 году я пришла сюда работать учителем, я местная и вернулась сюда после Томского университета. Если с моей стороны и звучит критика, то только в адрес стиля управления Инны Михайловны. Стиль управления – это очень важно. Важно, болеешь ты душой за район, в котором родился и вырос, или тобой движет тщеславное желание протолкнуть "самый первый проект в сельской местности". Почему учительскому коллективу было сложно с ней говорить? Она сразу сказала: "Вы государственные люди, вам сверху скажут, и вы должны выполнять". Вы тут промокашки – вот что люди услышали. А самое печальное, что она ничего не поняла.
…Раиса Ивановна показывает нам школу, останавливается у баннера напротив входной двери. "Сегодня прекрасный день, я счастлив, что живу", – написано там веселыми буквами.
– Знаете, – говорит она, – у нас в последний год появилась нехорошая тенденция, когда директорами школ назначают варягов. Я считаю, что директор школы должен жить в селе, чтобы люди его видели. Федор Абрамов писал, что даже когда учительница выгоняет корову в стадо, у нее передник должен быть чище, чем у всех остальных. Это и в прямом, и в переносном смысле – морально, учитель должен быть на виду. Это деревня, школа здесь – центр социума, а у нас – приехал, отработал, повернулся и уехал, школа сама по себе, ты сам по себе. Тоже, наверное, инновация – а я вот этого не понимаю.
…Мы были в Волчихе в четверг, а в пятницу туда с внеплановой проверкой приехали специалисты из краевого управления образования. На встречу пришли оба руководителя района и Инна Михайловна. Глава администрации сожалеет, что не встретился с людьми раньше, говорит, лежал в больнице. Он обещает: так как идея Инны Михайловны не поддерживается общественностью, обсуждаться она больше не будет. Обе школы будут работать, как работали, а проблему детских садов район попробует решить другими способами.
В "Одноклассниках" в группе "Волчиха" решили пока не удалять тему второй школы "до полного разрешения вопроса".
"Мы на страже", – предупреждают родители.
Цифра
73% учащихся сдали ЕГЭ по русскому языку и математике лучше, чем в среднем по краю. Двое ребят из прошлогоднего выпуска ушли в колледжи, остальные учатся в вузах, причем только двое – платно.
В 2014 году школа будет отмечать свое 80-летие.
Педагоги волчихинской школы № 2 об "инновационной идее"
Валентина Пригаева,
учитель начальных классов:
Я слушаю, думаю и не понимаю, зачем старшие классы учить отдельно от младших. Я проводила Новый год, у меня были задействованы третий класс, седьмой и одиннадцатый. Все это мои дети. Этой же компанией мы собрались и пошли в Дом ветеранов. Вы понимаете, как это нас сплачивает?
Дмитрий Кузьмин,
учитель истории:
Данный случай можно сравнить с историей средних веков, когда вандалы пришли в Европу и разрушили культурные памятники. Я сам выпускник этой школы, мы перешли сюда из двух уже разрушающихся зданий, и здесь были руины. Мы делали все своими руками. Скоро 15 лет будет этому зданию, посмотрите, какая красота вокруг, – я как выпускник не согласен с этим расставаться, а представьте, сколько нас, выпускников?
Раиса Зарубкина,
директор школы:
Люди наконец-то встрепенулись, получается, что школа идет вслед за родителями; я, как историк, вижу зарождение гражданского общества и радуюсь этому – люди верят в справедливость и в свои силы. Мы столько слышим про то, что отношения власти и общества должны быть прозрачными, но вы же видите, что делается на местах, как пытаются столкнуть лбами две школы: разделяй и властвуй.
Комментарий
Специалистами отдела государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области образования Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края 8 февраля в связи с обращениями граждан проведена внеплановая проверка комитета администрации Волчихинского района по образованию и делам молодежи, организовано собрание трудового коллектива и родительской общественности Волчихинской средней школы №2. В результате установлено, что создание образовательного комплекса в с.Волчиха администрацией района не планировалось, процедура реорганизации не начиналась.
Глава администрации Поленичко В.Н. проинформировал участников собрания о том, что данный проект был вынесен только на обсуждение с депутатами, но не получил поддержки, поэтому школы продолжат работу в прежнем статусе.
Самое важное - в нашем Telegram-канале