Вести себя честно и опираться на аналитику
Артем Сошников,
управляющий партнер Catafot Digital Agency:
— Очень заметно, что первые посты в аккаунте губернатора Виктора Томенко разместили сотрудники пресс-службы — это отметили многие коллеги, авторы региональных Telegram-каналов, я с ними согласен. Из текстов «торчат уши».
За речевыми оборотами вроде «школа выпустила более 100 медалистов», «на фабрике работают 52 человека» не видно человека. Это не живой язык, а «вести с полей» в традиционном для нашего региона формате. Но Instagram – не сельская газета или телевизор, здесь все работает иначе. Скучный контент не вовлекает.
Что я бы хотел посоветовать.
1. Быть честным
Если аккаунтом занимается пресс-служба, нужно об этом сказать. Например, официальный Twitter экс- губернатора Приморского края Владимира Миклушевского вела его пресс-служба. Об этом сказали прямо, но сделали интересный ход. Губернатор тоже иногда постил сообщения в аккаунт, все его твиты помечались личным хэштегом #ВМ.
Сотрудники, которые будут вести аккаунт, должны понимать, что SMM — это не «государственная журналистика» в чистом виде (написание красивых и согласованных в аппарате правительства текстов), а маркетинг в социальных медиа.
В идеальном варианте над соцсетями губернатора должна работать опытная команда политологов и интернет-маркетологов, тогда будет хорошо. В противном случае велик риск получить аккаунты «для галочки», чтобы отчитаться.
2. Учиться у опытных коллег
Если Виктор Петрович действительно решит вести аккаунт лично, то, на мой взгляд, имеет смысл поучиться у более опытных коллег. В России есть политики, которые интересно ведут аккаунты в соцсетях. И это не Рамзан Ахматович Кадыров (у страницы Кадырова было более 3 млн. подписчиков, однако она заблокирована с ноября 2017 года из-за санкций, - прим. ред.).
Например, очень живой аккаунт у сопредседателя фонда «Сколково» Аркадия Дворковича (@arkady1972, 35К). Он ведет его сам, делится семейными моментами, личными эмоциями. Неплохо выглядит профиль вице-губернатора Московской области Натальи Виртуозовой (@virtuozova, 11,5К). Здесь позитивно сказывается ее редакторское прошлое на РБК ТВ.
Неплохой пример — профиль президента Республики Татарстан Рустама Минниханова (@rusminnikhanov, 354K). Успешные кейсы есть. Можно завести личного консультанта по SMM и в итоге получить вполне годный аккаунт.
3. Усилить аналитику
После губернаторских выборов в общественно-политических кругах региона снова начали обсуждать создание аналитического центра при правительстве. Раньше он существовал — сначала при краевой администрации, потом при АКЗС. Его возглавлял доктор социологических наук Александр Троцковский.
Если эта идея воплотится, было бы здорово добавить к функциям этого центра мониторинг и аналитику региональных медиа, в том числе социальных: блогов, Telegram-каналов, соцсетей и так далее. Инструментов для этого сейчас много, успешный опыт в соседних регионах есть, специалисты у нас в крае появились. Осталось только взять и сделать.
На мой взгляд, такой центр помог бы не только отслеживать и оперативно реагировать на негативный фон в региональном интернете, но и в целом бы повысил оперативность информационного реагирования местных органов власти.
Причем здесь Instagram Виктора Томенко? Именно на такой аналитике должна строиться стратегия ведения его аккаунтов. Только с пониманием текущей социальной повестки жителей края, занимаясь серьезным мониторингом и работой с негативом, болями и потребностями людей, можно сделать хороший политический SMM.
Важно сохранить «душу»
Василий Зикратов,
SMM-специалист:
— Я считаю, что сегодня губернатору региона очень важно общаться с его жителями, знать их мнение о своей работе, рассказывать о собственной позиции по разным вопросам. И делать это стало обязательно напрямую, а не только через телевидение и другие СМИ. Тенденция заводить страницы политиков в соцсетях в центральной части России стала мейнстримом, до нас эта волна тоже дошла.
Скорее всего, аккаунт Виктора Петровича ведут его помощники. В этом случае очень важно сохранить «душу» и позицию губернатора. Пока же не понятно, в каком направлении будет развиваться страница, будет ли выстраиваться диалог с подписчиками или только повествование от первого лица. Но в любом случае это большой и смелый шаг для нашего непростого региона.
Мне кажется, не стоит игнорировать присутствие губернатора и в других соцсетях. Например, «ВКонтакте» по-прежнему остается самой крупной соцсетью в России, а значит именно там сосредоточен основной электорат.
Я бы посоветовал Томенко чаще обращаться к опыту коллег, наших соседей. Мэр Новосибирска Анатолий Локоть (@a_lokot,10,9К) входит в десятку политиков России, которые имеют популярные аккаунты в соцсетях. На его страничках нет фотографий из личной жизни, но там можно найти снимки в стиле «без галстука». Это позитивный момент, его можно взять на вооружение.
Недавно Локоть попросил горожан сообщить ему через соцсети о тех местах, где не убран снег. Эта инициатива произвела взрывной эффект не только в соцсетях, но и в классических СМИ. Выстраивание подобного диалога с аудиторией — ключевой момент. Открытость – принцип, который точно увеличит лояльность к главе края. Думаю, он взял верный курс.
Хочу пожелать Виктору Петровичу побольше лайков и поменьше хейтеров.
Быть человечным и нести ответственность
Ксения Агафонова,
соучредитель агентства Just Up:
— Когда речь идет о личном аккаунте в соцсетях, стоит в первую очередь определиться, каким он будет — полностью личным, либо решающим те или иные задачи. Если постить только персональные фото, не преследовать цель увеличить вовлеченность и охват, то, пожалуй, никаких правил ведения нет.
Когда речь идет о серьезном подходе к личному бренду и аккаунту, то можно дать такие рекомендации.
1. Реагировать на актуальные темы и новости
Хорошо, когда у человека есть мнение по поводу ситуации в мире, стране и своем городе. Попасть в общую волну обсуждений, спросить у подписчиков их отношение и тем самым спровоцировать диалог, повысить вовлеченность.
2. Работать с комментариями
Не стоит удалять сообщения и комментарии, даже если они несут негативный характер. Такой способ уходить от ответственности, как правило, заканчивается еще хуже, чем простое признание существующих проблем. Общение с аудиторией, принятие их точки зрения — важный аспект для популярного человека, особенно политика.
3. Писать не только о работе
Даже если аккаунт полностью рабочий, доля личной жизни все же должна присутствовать. Общественность уже привыкла видеть губернатора в костюме и галстуке, теперь людям интереснее посмотреть на него в обычной жизни. Хоккейный матч, поездка в Горный Алтай на новогодних каникулах, премьера спектакля в театре — поводов, характеризующих человека как многогранную личность, много.
Самое важное - в нашем Telegram-канале