Политика

Эмиль Паин: Ресурсы имитационной демократии ограничены

Приводим тезисы из доклада "Глобальный кризис имитационных демократий и его российские особенности" Эмиля Паина, члена Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, с которым он выступил на 18-й международной научно-практической конференции "Выбор России в новом десятилетии: застой или перемены?".

Однотипные импульсы могут приводить к неодинаковым результатам в разных культурных условиях, поэтому возможны исторические движения, отклоняющиеся от демократии в конкретных условиях стран и народов. Александр Кынев здесь говорил об архаичных нормах. Что мы опаздываем, у всех уже все по-новому, а у нас архаика.

Но есть три волны демократии (по С. Хантингтону): - Первая волна – становление в мире 29 демократий (1828-1926 гг.), но почти две трети впоследствии вернулись к авторитаризму. - Вторая волна – увеличение демократических стран до 32. Это за 1942-62 гг. - Третья волна – 1970-90-е гг. привела к тому, что 135 стран мира к 2000 году назвали себя демократическими.

То есть более 70 процентов демократических стран стали такими лишь за последние 20-30 лет. Даже в исламистских странах сейчас люди выходят на демонстрации с требованиями порядка и закона, а не исламистскими лозунгами, как раньше. На мой взгляд, некоторые признаки глобального кризиса системы имитационной демократии появляются и в России.

В 2000-е годы люди сравнивали бурный рост ВВП и рост реальных доходов населения с возвращением авторитарной власти. Но после кризиса 2008-09 гг. наблюдается иная картина. Рост экономики и доходов население не видит и это меняет отношение в базовым ценностям. Согласно опросам Левада-Центра, выросло число людей, для которых важно соблюдение прав. Раньше люди, сравнивая свое положение сейчас с положением в 90-е годы, приходили к выводу, что сейчас лучше. А в последнее время есть тенденция сравнивать не со своей прошлой жизнью, а с жизнью соседей, жизнью людей из других стран.

Еще один тезис - однотипные импульсы могут приводить к разным результатам в разных социальных условиях, поэтому нарастание социального протеста может подталкивать общества к движению в направлении противоположном от демократизации, гражданизации и, в конечном счете, от модернизации.

На Северном Кавказе ситуация аналогична ситуации в Иране и исламской революции 1979 года. Она тоже была направлена против произвола и коррупции, но консолидация осуществлялась на основе исламской идентичности, а выход из проблемы рассматривался как замена бездуховной западнической культуры старыми шиитскими нормами, которые должны превалировать над светскими законами. Пока у Северного Кавказа безальтернативная позиция. Но и в центральной России есть свои талибы с архаическим сознанием, противопоставляющим "своих" и "чужих" по расе. Пример тому – акции на Манежной площади в Москве.

Пока силы консервативного, антидемократического альянса превосходят по численности и влиянию сторонников демократизации и модернизации. Однако, время работает на противоположные тенденции. Имитационная демократия – не вечный двигатель, ее ресурсы ограничены.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость