Дело Владимира Конопихина, бывшего учителя труда и помощника краевого депутата-коммуниста Николая Наздрачева, Октябрьский суд уже начинал рассматривать 6 ноября 2015 года. Однако тогда судья вернул его прокурору - в частности, из-за содержащихся в обвинительном заключении нецензурных слов при изложении фабулы обвинений, показаний свидетелей и заключения экспертизы.
Теперь все недостатки обвинительного заключения исправлены и 3 марта дело вновь направлено в этот же суд. 4 марта оно передано судье Анастасии Искусновой.
В деле Конопихина фигурирует пять эпизодов, которые квалифицируются следствием как действия, направленные на возбуждение ненависти, вражды, унижение достоинства, совершенные публично (ч.1 ст.282 УК РФ), и один эпизод по обвинению в призывах к экстремистской деятельности (ч.2 ст.280 УК РФ).
Учитель труда в феврале-марте 2014 года опубликовал на своей странице в соцсети "ВКонтакте" (он писал под псевдонимом "Владислав Петров") несколько изображений и текстов, которые, как показала экспертиза, содержали признаки унижения достоинства лиц ряда национальностей и оправдания насильственных действий по отношению к лицам, принадлежащим к нерусским нациям. Эти тексты подпадают, по мнению следователя, под статью 282 УК РФ (часть 1).
Кроме того, в феврале 2014 года он опубликовал фразу, которую следствие расценило как публичный призыв к осуществлению экстремистской деятельности (она призывает совершать насильственные действия по отношению к определенной нации), совершенный с использованием средств массовой информации (280 УК РФ, часть 2). Следствие считает доказанным, что преступления были совершены именно Конопихиным.
Информация о возбуждении уголовного дела в отношении Конопихина стала известна еще летом 2015 года, и тогда крайком КПРФ встал на его защиту. Владимир Конопихин говорил, что в деле есть политический заказ, а в крайкоме утверждали, что дело возбудили после того, как помощник депутата активизировал общественную деятельность. Впрочем, на расследование эти утверждения, широко озвученные в прессе и соцсетях, никак не повлияли.
После возбуждения уголовного дела Конопихин был уволен из школы. Затем он на короткое время устроился учителем технологии в одну из барнаульских школ, но через пару дней его уволили и из этой школы. Причиной увольнения в обоих случаях стало именно уголовное преследование.
А в декабре 2015 года Конопихин был привлечен еще и к административной ответственности по двум "экстремистским статьям КоАП.
Позже Николай Наздрачев говорил altapress.ru, что, возможно, его помощник был не прав, но уголовное преследование — это слишком.
Летом 2015 года подобное дело уже рассматривал суд вынес приговор по аналогичному делу - гражданский активист Антон Подчасов был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьями 282 (часть 1) и 280 (часть 1) УК РФ. Подчасову было вынесено наказание - 1,5 года условно.
Самое важное - в нашем Telegram-канале