В прошлую пятницу я получил довольно возмутительный, с моей точки зрения, пресс-релиз. Его прислала партия "Единая Россия". Пресс-релиз касался модернизации Барнаула. Скажу откровенно, я не симпатизирую этой партии, но и не отношу себя к ярым ее противникам. Некоторые действия, слова и поступки "ЕР" вызывают раздражение. Неужели ее специалисты по пиару считают всех дураками.
Не хочу верить в то, что данный пресс-релиз появился исключительно в рамках начала предвыборной борьбы. Хотя некоторые коллеги по журналистскому цеху оценили данное послание "ЕР" именно с этой точки зрения. Тем не менее давайте посмотрим на него с гражданской позиции. И мы увидим здесь такую "картину маслом".
Итак, партия власти сообщила о том, что на прошлой неделе она провела пикет у путепровода (слово-то какое!) на проспекте Ленина и обратила внимание на "удручающее его состояние над железнодорожными путями". "Асфальтовая колея, выбоины, трещины, ямы — это лишь немногое, с чем могут столкнуться автомобилисты на этом отрезке дороги", — пишут пиарщики "ЕР". Пора бы городским властям задуматься о ремонте дорог, заявила партия на пикете.
И буквально на следующий день заместитель главы администрации города Анатолий Воронков отреагировал. Он проводил объезд Барнаула в рамках месячника санитарной очистки Барнаула. И, направив на себя камеры журналистов, сказал: "В ближайшие дни планируется начать ремонтные работы дорожного покрытия на этом участке". В пятницу я несколько раз ехал по Ленинскому проспекту. Его действительно полностью раздолбили, ездить невозможно. Остается только порадоваться простому жителю Барнаула, что партия заставит мэрию капитально отремонтировать не только этот злосчастный путепровод, но и проспект Ленина, а также улицы Попова, Малахова и некоторые другие.
В концовке пресс-релиза был "присобачен" следующий абзац. "Действительно, мэрия Барнаула отреагировала на требования жителей оперативно. Надеюсь, это приведет к реальному результату в ближайшем будущем. Мы рассчитываем на продолжение эффективного диалога между населением и властью, в котором партия как социально-политический инструмент сыграет роль проводника прежде всего народных интересов", — заявил руководитель фракции "ЕР" в Барнаульской думе, координатор проекта "Новые дороги городов России" в регионе Валерий Касплер.
Понятно, что "ЕР" своими массовками на дорогах пытается перехватить инициативу в отношениях с автомобилистами, которые в последнее время стали достаточно мощной общественной силой в стране. Понятно, что дороги — любимая тема "ЕР", которая еще пять лет назад пыталась их в Барнауле отремонтировать. Но я сейчас о другом — о чистоте политического жанра. Какие выводы может сделать житель города, прочитав сообщение о ремонте путепровода в газете или посмотрев об этом видеосюжет?
Вероятно, логика проведения акции была такой. Партия собралась на митинг, увидела жуткий путепровод. Партия возмутилась, собрала подписи проезжавших мимо автомобилистов, отнесла письмо в мэрию. Мэрия встрепенулась и начала работать. Отсюда вывод: "ЕР" — партия реальных дел. Просто и красиво!
Но каждый житель Барнаула может построить и обратную логическую цепочку: городская администрация бьет баклуши — приехала партия, отбив себе по дороге энное место, — дала администрации разгон — мэрия зашевелилась — но власть сегодня принадлежит партии — почему она не работает? — обман. Тем более что этот "обман" виден не только возле Нового рынка. В городе есть сотни аналогичных участков, с которыми никто ничего не делает.
В пиаре "единороссов" присутствует ошибка, которую они раз за разом почему-то повторяют. Изначальный посыл события получился таким, что партия отделила себя от остальных жителей города. "Мы увидели, заявили — а вы присоединились". Но если жители сами хотят заявить о проблеме, куда им обращаться — в партию или мэрию? А это разные организации?
Подобных акций можно придумать сколько угодно. Все они будут по одному сценарию. Как только в подобных сюжетах в кадре появляется молодой депутат АКЗС Иван Мордовин(вероятно, в "ЕР" именно ему доверили разгребать все завалы; не будет же бороться с ямами Борис Трофимов или директор "Алтайавтодора" Алексей Андронов), сразу можно спрогнозировать, что он скажет. Я бы построил этот сюжет по-другому. Примерно так: барнаулец ехал по Ленинскому проспекту — возле Нового рынка разбил машину — начал ругаться и обещать мэрии судом — мимо проходил Иван Мордовин с активистами — они помогли автомобилисту составить обращение в суд. А ремонт дороги начался на следующий день.


