Политика

Президент вам в помощь. Дмитрий Медведев распорядился ликвидировать административные барьеры

Президент России 14 мая подписал указ, реализация которого способна упросить жизнь малому и среднему бизнесу. С одной стороны, этот документ можно расценивать в качестве лучшего подарка к грядущему Дню предпринимателя, который страна отметит 26 мая. С другой – небывалая по своей либеральности инициатива первого лица государства – не больше, чем обобщение уже пройденного.

Указ Дмитрия Медведева хотя и носит рамочный характер, но впечатляет уже самим своим названием – «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» (полный текст документа размещен на сайте www.kremlin.ru). Для представителей малого и среднего бизнеса наиболее актуальной является первая часть документа. В ней, казалось бы, Президент России хочет сразу объять необъятное: сократить количество проверок, упростить начало предпринимательской деятельности, заменить сертификацию на декларирование и даже отлучить милицию от контрольных мероприятий. Однако «ВД», одобряя решительный настрой президента, пока не видит серьезных оснований для оптимизма.

Семь идей президента

Итак, Дмитрий Медведев распорядился в двухмесячный срок подготовить и направить для рассмотрения в Госдуму серию законопроектов. Всего, судя по содержанию указа президента, их должно максимум семь. Первый пункт сформулирован абстрактно: «Усиление гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)». Как видно, формулировка почти копирует название давно действующего ФЗ № 134, который в предпринимательской среде признан малоэффективным. Такую оценку закон получил по нескольким причинам. Контролеры, например, зачастую безнаказанно не соблюдают его ключевые нормы, которые, во-первых, требуют планово не проверять субъект малого бизнеса в течение трех лет с момента регистрации, и во-вторых, организовывать проверки не чаще одного раза в два года. Примеров таких нарушений «ВД» приводило на своих страницах немало. Теперь же следует ожидать, как именно будут усилены гарантии юридических лиц и предпринимателей в связи с выходом указа президента Медведева.

Следующий пункт более конкретен и также связан с темой контрольных мероприятий. Он предполагает, что плановые проверки в отношении хозяйствующего субъекта каждым надзорным органом должны проводиться не чаще одного раза в три года (кроме налогового контроля). Для торговых предприятий на практике это будет означать примерно одну-две, а для производственных фирм – две-три плановые проверки в год. Перспектива, несомненно, позитивная, если не знать о широко распространенном приеме контролеров, который открывает им почти неограниченные возможности для посещения частных фирм. Прием этот прост: по итогам плановой проверки выдается предписание, исполнение которого потом неоднократно проверяется с попутным обнаружением все новых нарушений. И с выходом указа президента Медведева надзирающим за малым бизнесом органам, скорее всего, ничего нового выдумывать не придется.

Есть в указе президента тезис, касающийся и внеплановых проверок. Они, по замыслу главы государства, должны проводиться только в случаях, когда есть угроза жизни и здоровью населения и исключительно с санкции регионального прокурора. Трудно представить, чтобы Александр Кочергин, прокурор Алтайского края, согласовывал бы все внеплановые проверки территориального Роспотребнадзора иди противопожарной службы. Поэтому, скорее всего, дополнительными нормативными актами эти полномочия позднее будут переданы прокурорам городов и районов. Как может работать тандем «прокурор-контролер», остается только догадываться.

Старая песня о главном

Законопроект, дающий преференции арендаторам при приватизации недвижимости, давно перемещается по коридорам Госдумы и уже назван «многострадальным». Между тем Дмитрий Медведев в своем указе от 14 мая не обошел вниманием и эту тему. Документ предусматривает два важных пункта, которые, по сути, повторяют проекты, погрязнувшие в Госдуме. Первое: наделить органы власти субъектов Федерации правом определять порядок предоставления предпринимателям помещений в аренду на льготных условиях и на долгосрочной основе. На самом деле чиновники давно применяют такой механизм, распределяя помещения и применяя льготную ставку аренды по своему усмотрению. Например, в отношении «дружественных» предпринимателей. А еще пока не ясно, каким образом администрация края станет распределять недвижимость, принадлежащую муниципалитетам. Для этого, очевидно, придется повторить ход с землями краевого центра, право распоряжения которыми было фактически изъято у мэрии и передано в ведение региональной власти. Понятно, что муниципалитеты в данном случае без боя не отдадут такой лакомый кусок, как недвижимость.

Второй момент связан непосредственно с приватизацией и предусматривает внеконкурсную продажу объектов предпринимателям, которые добросовестно арендуют их не менее трех лет. Причем, как и в давно поступившем в Госдуму законопроекте, здесь также речь идет о рассрочке платежа за приобретенные помещения. В чем разница? Очевидно лишь в том, что в первом случае инициатива исходила от группы депутатов Думы и получила серьезное противодействие со стороны ряда министерств, а во втором – этого захотел вновь избранный президент.

В целом в документе, подписанном Дмитрием Медведевым 14 мая, нет ничего принципиально нового (см. справку «О чем еще гласит указ»). Президент перешел от слов к делу и объединил несколько наиболее актуальных для малого бизнеса инициатив, в разное время уже поступавших на рассмотрение федеральной законодательной власти. Можно не сомневаться, что новые законопроекты будут написаны в установленный двухмесячный срок. Но кто может гарантировать, что они не повторят судьбу своих, не менее важных предшественников?

Прямая речь Нужно учесть все «узкие» места

Вадим КУЗНЕЦОВ, начальник краевого управления по развитию предпринимательства:

– С реализацией указа Дмитрия Медведева могут возникнуть сложности, но они будут касаться не только Алтайского края. Во многом это будет зависеть от содержательности законодательных актов и мероприятий, направленных на ликвидацию административных ограничений, принятых и разработанных в соответствии с указом Президента РФ. Необходимо, чтобы в этих документах были учтены все наиболее «узкие» места в регулировании отношений между хозяйствующими субъектами и органами власти.

От редакции: «ВД» приглашает к обсуждению этой темы всех читателей.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость