Рейтингом, по словам Алексея Левинсона, называют ответ на вопрос: "Вы в целом одобряете или не одобряете деятельность Путина на посту президента России"? 89% эту деятельность одобряют. В то же время число тех, кто говорит о своей любви президенту, намного меньше.
Алексей Левинсон,
руководитель отдела социокультурных исследований "Левада-центра":
Ни одно из измерений не говорит о том, что можно назвать словом "любовь". Симпатию к Путину выражают около 30%, а более горячие чувства лишь 9-10%.
Это, по мнению социолога, свидетельствует: культа Путина в стране нет. Почему же все-таки уровень доверия к нему столь велик на протяжении полутора десятков лет? Левинсон полагает, в обществе имеют место внутренние конфликты: между богатыми и бедными (дифференциация людей по уровню доходов весьма велика), между устаревшими, полутрадициональными институтами, и более современными, полумодернистскими, из которых состоит общество, предъявляющими противоречивые требования обществу.
Что сегодня люди говорят о своей жизни? Наиболее массовая характеристика: "Мы живем не так", то есть не так богато, не так справедливо. Или "Мы не живем, а выживаем". И это притом, что в последние годы экономическое состояние выросло. А что делать, если мы живем не так, но живем?
Алексей Левинсон,
руководитель отдела социокультурных исследований "Левада-центра":
Нужна фигура, которая оправдывает разницу между должным и сущим, между высокими целями и низкими средствами, славной историей и жалким существованием, между должным величием и наличием унижения. Им является медиатор — я бы даже назвал его "трикстером". И Путин ведет себя, как трикстер: летает, как птица, ныряет, как рыба, совершает странные действия. Трикстер - это культурный герой, но не тот, который, как Прометей, приносит людям огонь, а тот, который совершает странные и неправильные, по требованиям данной культуры, действия. Но он их совершает потому, что такими действиями соединяет несоединимое. Небо и землю, сухое и влажное, горячее и холодное, отвратительное и прекрасное.
И эта фигура в некоторых культурах и становится центральной, в том числе в нашей культуре. Владимир Путин в глазах многих имеет атрибуты героя, хотя на вопрос, что же он сделал героического, ответить невозможно. Он выполняет роль медиатора, посредника в очень серьезном внутреннем конфликте, который переживают общество и его структура. Это не конфликт между частями общества, не классовый конфликт, не межнациональный. Это глубоко внутренний конфликт между институтами и теми требованиями, которые выдвигают эти институты людям.
Вывод, который делает из своих рассуждений Алексей Левинсон, не вдохновляет: растущий рейтинг, видимо, говорит о растущем напряжении в обществе, а не наоборот.
Самое важное - в нашем Telegram-канале