Владимир Рыжков,
либеральный политик и публицист:
Большую часть этого рынка забирают администрация президента, правительство, территориальные органы федеральных органов власти, силовики (прокуратура, ФСБ, милиция, ОБЭП), региональная администрация, комитеты местных администраций и т.п. У нас 5-6 миллионов разных чиновников, и вся эта масса вот таким образом кормится.
Главная особенность России в том, что здесь не разделены государственные функции и бизнес. Чаще всего самый крупный бизнесмен – это мэр, губернатор, министр.
Один из основных и самых мощных видов коррупции – откаты. Отследить их очень сложно, т.к. законы о конкурсах и тендерах есть, но практически не выполняются. 60% госзакупок в стране в реальности проводятся без конкурса. Еще более гигантский объем откатов – это подряды: на строительство дорог, мостов, ремонты и т.п. По оценкам экспертов, на дорожном строительстве раскрадывается сразу половина средств.
Взятки – по объему это меньше, чем откаты и подряды. Взятки берутся за согласование, за лицензирование или за невмешательство, законные и полузаконные сборы – навязанные платные услуги и др.
Есть еще прямое воровство – трата бюджетных средств на личные цели. Еще один вид – развлечения – VIP-охота в алтайских горах – это тоже такая форма коррупции, когда явно нарушается закон, но нарушителям за это ничего не бывает, потому что это высокого ранга чиновники.
Самые яркие примеры сращивания бизнеса и власти – это Москва, Башкирия. Алтайские примеры приводить не буду, чтобы никого не травмировать... Результат монополии – завышение стоимости товаров и услуг. Бизнес, связанный с властью родственными связями и тому подобным, за коррупцию получает эксклюзив, преференции, исключительные права, - и сверхприбыль за счет монопольного положении на рынках.
Таким образом, исполнительная власть – это, конечно, в этом вопросе главный бич в России. И за последние годы никакого реального сокращения функций не произошло. Более того, в рамках существующего законодательства чиновники выдумали много новых способов вымогательства денег.
Вся сложность проблемы в том, что функции отменить нельзя, они объективно необходимы, но эти функции порождают коррупцию. Невозможно отменить Уголовный Кодекс, отменить право милиции арестовывать людей – но как только мы даем ей это право, она начинает брать в заложники предпринимателей, отнимать у них бизнес. Сейчас массовый характер приняли аресты предпринимателей по сфабрикованным делам. Санэпидемслужба нужна - качество воды, пищи, несомненно, нужно контролировать, лицензирование строительной деятельности невозможно отменить, – но мы не можем обеспечить в нашей стране нормальное функционирование этих органов.
Судебная власть берет где-то 10% от общей суммы. Как-то так выходит, что если человек богат, то, что бы он ни сделал, в тюрьму он не сядет. Зачастую известны расценки на то или иное судебное решение того или иного судьи. И самые коррумпированные - арбитражные суды, там просто все на взятках сидит. Еще один пример: Конституционный суд не отменил ни одного закона Госдумы, открыто попирающего Конституцию, гражданские права и свободы. Потому что когда наш премьер министр стал президентом, Конституционный суд получил бесплатно землю в Усово, и все, включая председателя суда, построили там огромные коттеджи.
Здесь есть три вида решений – "телефонные" решения – когда выносится заранее известное политически ангажированное решение. Второй тип – просто проплаченное решение, и третий тип – бездействие, когда судья закрывает глаза на нарушения.
Законодательная власть - Госдума, региональные заксобрания – это 5% от всего рынка коррупции, потому что парламент потерял свое значение, настолько мало он решает. Вся инвестиционная программа страны утверждается общей цифрой в бюджете, а объекты распределяют чиновники. Взяткоемкость парламента сведена почти к нулю.
Правда, иногда депутаты организуют группы по заказу крупного бизнеса, чтобы провести какую-то поправку, с целью, например, насильственно монополизировать рынок – так было с туристическим рынком. Это уже серьезные деньги. Но и в этом случае инициатива исходит от исполнительной власти.
Есть еще такая тонкость, как угроза коррупционной поправки – чиновник может зарабатывать на устрашении, на том, что будет угрожать принять тот или иной законопроект.
Поэтому сейчас мотив, почему бизнесмены рвутся в депутаты – это уже не заработать, а защититься. Второй мотив – со временем можно пробраться к откатам, госзакупкам и госзаказам, из профильного комитета – в коллегию, потом в соответствующее ведомство.
СМИ у нас в стране тоже коррумпированные, как и все остальное. Формы коррупции – государственная пропаганда, зомбирование населения за государственные деньги, информационные войны по заказу собственников – на Алтае масса таких примеров. Есть еще умолчание, самоцензура, "джинса" и т.п. СМИ занимают небольшую часть, примерно 2-3% от общего рынка.
Если вы думаете, что в секторе некоммерческих организаций нет коррупции, то вы ошибаетесь. Пример – Федерация независимых профсоюзов России. Абсолютно бессмысленная, бездеятельная, пустая структура, которая обладает гигантской собственностью по всей стране – и за это ничего не делает. Раз в год выходят с голубыми флагами рядом с "Единой Россией" и говорят, что есть недостатки, но в целом все хорошо". Есть масса структур, которые кормятся через гранты от администраций – имитационные правозащитники, экологи, антикоррупционные комитеты. То есть рядом с реальным общественным сектором создан зеркальный, имитационный, и он щедро оплачивается. Он забирает тоже не больше 2% от общего объема коррупции.
Самое важное - в нашем Telegram-канале