Власть
Победа Михаила Евдокимова стала результатом системного кризиса власти на Алтае. Отчетливо этот кризис проявился 14 марта, когда проиграла выборы примерно половина действующих глав районных администраций, в Барнауле и Бийске из-за голосования «против всех» не были избраны городские думы, а в краевом центре еще и шесть депутатов крайсовета. Не избран его председатель краевого Совета. До сих пор крайсовет не приступил к работе.
Причины кризиса, безусловно, должны стать предметом серьезного исследования политологов. Но уже сейчас можно констатировать несколько очевидных вещей: власть неправильно общалась с народом (не могла доходчиво объяснить, что ей удалось сделать для края); сосредоточилась на стабилизации социально-экономической обстановки и не добилась видимого прорыва вперед ни в одной из отраслей; не выпускала накапливающийся пар (не помешали бы такие шаги, как периодические отставки чиновников, провалившие те или иные участки работы и т.д.); вяло и несвоевременно реагировала на форс-мажорные ситуации (скандал вокруг «Барнаулстроя», землетрясение).
Отдельно стоит сказать, что за семь с лишним лет руководства краем Суриков так и не подготовил себе преемника. Если бы он был, выборы могли бы пойти совсем по другому сценарию.
Отсутствие реальной оппозиции и справа, и слева, способной выдвинуть своих кандидатов на губернаторские выборы, растренировала краевую власть, сформировала у нее неадекватное отношение к действительности. Поэтому появление Михаила Евдокимова застало команду Александра Сурикова врасплох.
Кстати, о команде. Выборы показали, что никакой команды у Сурикова фактически не было. Из всех вице-губернаторов на активные действия оказался способен только Владимир Псарев. Кроме того, администрация «текла» - важная информация уходила в штаб конкурента.
Выборы показали слабость и неэффективность административного ресурса. Участие чиновников в избирательной кампании чаще шло во вред, чем на пользу Сурикову. Давлением на врачей, учителей и других работников бюджетной сферы в Барнауле чиновники продемонстрировали, что они просто не умеют работать с людьми. «Перегибы на местах» часто вели к тому, что люди, собиравшиеся голосовать за Сурикова, или голосовавшие за него в первом туре, меняли свое мнение на противоположное. По настоящему эффективно административный ресурс сработал только один раз, когда власти не выпустили из аэропорта четыреста с лишним человек, прилетевших из Москвы на выборы и так и не объяснивших цель своего визита (об этом ниже).
Законодательная власть вела себя эгоистично. Для лидеров партийных фракций в крайсовете, где между первым и вторым турами губернаторских выборов плелась интрига вокруг председательского кресла, была важна не столько победа Сурикова, сколько то, кого он поддержит – «единоросса» или левого.
Самое интересное заключается в том, описанная выше ситуация может повториться и при новом губернаторе. «Единая Россия» уже ищет подходы к новому губернатору, лидер блока «В поддержку президента» Павел Чеснов заявил, что будет работать с тем, кто избран народом, левые в лице Александра Назарчука, по слухам, тоже находятся в поисках путей сотрудничества с Михаилом Евдокимовым. Так что оппозиции по линии «крайсовет – администрация края» пока не намечается.
Во многих регионах оппозицией региональной власти выступает мэрия областного центра. Но в оппозиционный потенциал барнаульской мэрии верится с трудом.
Отсутствие оппозиции быстро приведет к тому, что новая власть, как и ее предшественница, будет считать себя непогрешимой. А привычка Евдокимова к славе и почету, как в недавнем прошлом и забронзовелость Сурикова, будет этому только способствовать.
В результате, соседние регионы уйдут еще дальше вперед.
Народ
Как «покупатель всегда прав», так и всегда прав народ, когда он выбирает того или иного лидера. Но попробуем, все-таки, разобраться в том, почему выбрали Евдокимова. Политологи отмечают, что многие голосовали за Евдокимова, потому что были против Сурикова. То есть это был своеобразный протест. Некоторые голосовали, как говорится, по приколу. Были, конечно, и те, кто голосовал именно за Евдокимова. Такая «растроенность» избирателей Евдокимова может уже скоро сыграть с ним злую шутку. Какие-то провалы или неумелые действия новой власти легко оттолкнут от губернатора значительную часть тех, кто за него голосовал по указанным легковесным мотивам.
Многие голосовали за Евдокимова не рассудком, а сердцем. Эмоциональная составляющая этих выборов была очень высока. Людей не смутило ни то, что Евдокимов абсолютно новый во власти человек, ни то, что по основной профессии он – артист разговорного жанра, ни то, что он так и не объяснил, что за силы за ним стоят, ни то, что он не назвал ни одной фамилии членов своей команды.
Эмоциональное отношение к Евдокимову было так сильно, что на людей, три недели назад проголосовавших за Владимира Путина, даже не повлияла его встреча с Суриковым накануне второго тура губернаторских выборов.
Кроме протеста и эмоций людьми, безусловно, двигало желание перемен. Но желание это, к сожалению, тоже было эмоциональным. Потому что Едокимов в ходе избирательной кампании так и не объяснил, что он будет делать, откуда возьмутся инвестиции, в какие предприятия и отрасли они будут вкладываться.
В результате выборов общество раскололось. Евдокимов, конечно, победил, но убедительной его победу назвать нельзя. Значительная часть тех избирателей, которые голосовали за Сурикова, - это питательная среда для оппозиции Евдокимову. Вопрос только в том, найдется ли та сила, которая эту оппозицию создаст. О том, что она необходима, сегодня согласился, наверное, даже Александр Суриков.
Технологии
Огромную роль в выборах сыграли технологии. Собственно, сам Евдокимов – это и есть избирательная технология, смысл которой в том, что избирателю, уставшему от старой власти, можно «продать» любого кандидата. Главное, подобрать правильный «соус». Соус, приготовленный организаторами избирательной кампании Евдокимова, пришелся по вкусу избирателям. Использованные ингредиенты: «земляк», «свой парень», «богатый, значит и для нас что-то сделает», «душевный».
По этому поводу хорошо написала «Независимая газета» (когда готовился цитируемый текст, еще не известны были итоги второго тура выборов):
«…заставляет задуматься уже сам факт того, что руководителем исполнительной – государственной!- власти немалого региона вполне реально может стать человек крайне далекий и от масштабных хозяйственных проблем, и от политики. Уже то, что Михаил Евдокимов вышел во второй тур, получив солидную поддержку избирателей, похоже, означает, что профессиональные политики в России до такой степени теряют доверие людей, что заменить их можно любой более-менее популярной личностью независимо от рода деятельности – куплетистом, хоккеистом, «народным целителем», кем угодно».
Из списка технологий оппонентов Сурикова нужно отметить и его двойника-однофамильца из Ростова-на-Дону Виталия Сурикова, который набрал в первом туре около трех процентов, которых губернатору как раз и не хватило для победы.
С противоположной стороны технологии появились только во втором туре. Но они сработали против того, кто их применял. Призыв «Останови вторжение!» действовал неоднозначно. Одних он мотивировал голосовать за Сурикова, других отталкивал. Масла в огонь добавила часть печатной печатной агитационной продукции, которая дискредитировала Евдокимова.
Не сработали и информационные поводы, которых было предостаточно: приезд Иосифа Кобзона и его поддержка Сурикова; награждение Сурикова казахской медалью; пуск газовой котельной.
На людей не повлияло даже то, что накануне выборов чуть не случилось реальное «вторжение». 3 апреля в барнаульском аэропорту приземлились три чартерных рейса, на которых из Москвы прилетели более 450 мужчин. Некоторые с удостоверениями сотрудников спецслужб. Правоохранительные органы выяснили, что они прилетели наблюдать за ходом выборов. Якобы, по вызову одного из членов краевой избирательной комиссии. Но комиссия – коллегиальный орган, и ее члены не могут принимать самостоятельных решений. Предвыборный штаб Сурикова еще накануне предупредил о подготовке этой акции. Штаб Евдокимова отказался от «наблюдателей». В итоге, «десантников» отправили обратно в Москву.
Выводы
Кризис власти с победой Евдокимова не закончился. Крайсовет так и не заработал. Новая исполнительная власть, думается, довольно долго будет входить в курс дела.
Общество расколото. Политэлита продемонстрировала, что она не способна к консолидации и готова безоговорочно принять любые перемены в исполнительной власти. Так, например, председатель исполкома краевой организации «Единой России» Владимир Семенов заявил агентству «Банкфакс», что работу крайсовета стоит выстраивать «с учетом видения крайсовета новым губернатором».
А самое главное заключается в том, что до сих пор не ясно, какие силы привели Евдокимова к власти. «Алтайский край ждут интересные времена, - делает вывод политологический сайт «Политком.Ру». – На смену скучной, но проверенной «суриковщине» придет не скучная (все-таки новый губернатор юморист), но плохо предсказуемая «евдокимовщина». Со всеми прелестями перестройки».
Народ внятно дал понять, что он хочет перемен и против застоя. Почти половина из числа голосовавших во втором туре доверила определять судьбу края Михаилу Евдокимову. Но почти столько же избирателей ему пока не доверяют. Сможет ли консолидировать общество новая власть, оправдает ли она надежды одних и переубедит ли тех, кто привык доверять не только эмоциям? Станет ли народный артист губернатором от народа?
Самое важное - в нашем Telegram-канале