Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене

Алтайские ритейлеры и банкиры обсудили, как изменилось поведение потребителей и к чему это приведет

Средний класс в Алтайском крае расслоился: часть его стала относиться к эконом-сегменту, а часть сохранила верность дорогостоящему качеству, но ограничила объемы покупок. Потребители в целом стали вдумчивее относиться к тратам, констатировали 14 апреля участники круглого стола, организованного ИД «Алтапресс» и посвященного изменению потребительских предпочтений в сфере ритейла. В ходе дискуссии участники рынка отчетливо обозначили несколько трендов.

ИД "Алтапресс" провел круглый стол с ведущими алтайскими ритейлерами.
ИД "Алтапресс" провел круглый стол с ведущими алтайскими ритейлерами.
Анна Зайкова, altapress.ru

«Расслоение» среднего класса

Кризис 2014 года перетасовал состав разных групп потребителей. Средний класс и вовсе «расщепился».

Елена Филипчук,
генеральный директор компании «Новэкс»:

Основное повышение цен произошло в 2014-м, оно составило 15%. Было состояние паники: ты видишь, как меняются входные цены, и понимаешь, что зарплата таким же образом не растет. Мы делим наши товары на сегменты: эконом, эконом плюс, средний, средний плюс и премиум. В какой-то момент мы поняли, что товаров «эконом» не стало, они перешли в «эконом плюс».

По словам Филипчук, средний класс разделился на две части: одна, большая, ушла в нишу «эконом», другая, напротив, в более дорогую категорию. «Наблюдается падение потребления как таковое», — отметила руководитель «Новэкса».

Впрочем, она подчеркнула, что импульсные покупки остались. В основном у женщин, которые составляют львиную долю аудитории сети.

Елена Филипчук,
генеральный директор компании «Новэкс»:

В чем-то себя ограничивая, они тем не менее берут какую-то мелочь — доставить себе радость.

Тенденцию подтверждает и Евгений Ракшин, совладелец компании «Мария-Ра», девелопер: «Безусловно, произошла переориентация на более доступные продукты. Замена импорта на отечественное тоже произошла, и не всегда с потерей качества. Скажем, алтайская моцарелла, на мой взгляд, не хуже итальянской».

По словам Ракшина, тренд переориентации коснулся и общепита — здесь люди тоже ищут доступные форматы.

Евгений Ракшин,
совладелец компании «Мария-Ра», девелопер:

Посмотрите, «Грильница» рвет рынок. В любое время там битком. А некогда популярные рестораны закрылись — «Карт Бланш», «Крем».

Изменение потребительских привычек почувствовали и продавцы товаров премиум-класса.

Ливи Данелия,
собственник магазина Max Mara:

Кто покупал в Алтайском крае люксовую одежду? Все брали кредиты. В среднем в день у нас оформляли один кредит — на костюмы, ботинки на 50 тыс. рублей. За последний год мы оформили всего пять кредитов. Потребитель сегментировался. Остались те, кто может себе позволить. Их стало меньше, тратить они тоже стали меньше.

Ливи Данелия (Max Mara).
Анна Зайкова, altapress.ru

По словам Данелии, с рынка люксовых брендов почти ушли мужчины: «Они всегда были экономнее, тратили неэмоционально. Они дожидались скидок и тогда покупали. Сейчас и со скидкой не покупают».

Однако, надеется он, вскоре ритейл начнет показывать рост: и одежда, и другие вещи износятся, их все равно нужно будет менять.

Впрочем, продавцы говорят, что рассуждать об изменении поведения покупателей только в русле кризиса — слишком узко.

Постоянно все меняется: в моде, в культуре", — подчеркнула Елена Филипчук. «Помимо изменения экономической ситуации, есть еще и перестроение потребительских привычек. Со сменой поколений это станет более заметно. Следующим этапом станет, как мы предполагаем, полный уход всего, что только возможно, в интернет», — продолжил Ракшин.

Миграция в интернет

7% товарооборота магазина «Декатлон» в Барнауле приходится на торговлю через интернет. Это четвертое место среди 51 магазина, работающего в России, сообщил директор барнаульского магазина Алексей Созинов. «Еженедельно нам доставляют около 200 товаров, которые заказывают через интернет и забирают у нас», — сказал он. Впрочем, отвечая на вопрос коллег, он оговорился, что большая часть товаров, покупаемых через интернет, — те, которых нет в наличии в самом магазине.

«Новэкс» тоже достаточно активно развивал свою интернет-площадку. Однако сейчас взял небольшую паузу в ее продвижении.

Елена Филипчук,
генеральный директор компании «Новэкс»:

Готовность рынка должна быть соразмерна вкладу. Этот рынок не развит в нашем сегменте. Мы торгуем товарами первой необходимости, которые очень просто купить в магазине. В интернете хорошо продаются товары, которые планируются, взвешиваются по цене. Бытовая техника, например. Но если у вас закончилась зубная паста и любимый крем для рук, то вам ничего не стоит зайти в магазин.

Елена Филипчук («Новэкс»).
Анна Зайкова, altapress.ru

Кроме того, считает Филипчук, необходимо дать целевой аудитории время вырасти: «Молодежи делать покупки через интернет приятнее и естественнее. Эти люди вырастут, обзаведутся семьей, у них появятся свои потребности, но модель поведения уже будет сформирована».

У продавцов люксовых товаров интернет «откусил» самый дорогой сегмент — вещи от 3 тыс. евро.

Ливи Данелия,
собственник магазина Max Mara:

Но проблема в том, что были успешные и неуспешные попытки. Вот пальто не подходит по размеру. Куда с ним? Отправлять обратно? Процедура длится около четырех месяцев. Интернет-магазин в среднем дает 10−15% экономии. Но не дает общения.

На это указал и Евгений Ракшин: «Как бы ни был развит интернет, как бы ни менялись привычки, как бы наши дети ни были вовлечены в онлайн, в любые времена нужно место, где можно собираться вместе. Мы все-таки люди. Даже приобретенную по интернету кофточку нужно „выгулять“. Поэтому первостепенным станет вопрос сервиса, который будет представлен в этом месте».

Приоритет развлечений в ТЦ

Евгений Ракшин,
совладелец компании «Мария-Ра», девелопер:

Ориентация идет на сферу досуга. Это было понятно и раньше, но сейчас стало еще более заметным. У людей может не быть свободных денег, чтобы приобрести еще одну пару джинсов или обуви. Но они перестали воспринимать покупку одежды как некий функционал. Это форма проведения досуга.

Кроме того, он подчеркнул, что сегодня организацию ряда развлекательных опций внутри ТЦ могут потянуть или крупные сети, причем необязательно московские, или сам девелопер, который развивает площадку. По словам Ракшина, сегодня в ходе подготовки к запуску ТЦ Galaxy он занимается организацией крупнейшей в городе детской зоны развлечений. Это потребует инвестиций 180 млн рублей. В ТЦ «Пионер» управление кинотеатром также взял на себя собственник ТЦ.

Мода на здоровье

Елена Филипчук,
генеральный директор компании «Новэкс»:

Люди перестают жить только сегодняшним днем, а хотят жить как можно дольше, как можно красивее, а для этого нужно здоровье. Мы эту тему отследили: ввели новую категорию «здоровое питание», очень хорошо у нас отработана «натуральная косметика».

Ритейлеры отдельно обсудили тему взаимодействия с алтайскими производителями экопродукции. Найти поставщиков непросто. Так, Филипчук рассказала, что пыталась сотрудничать с одним из бийских производителей. Однако выяснилось, что поставщик практически все партии отправляет в Москву. «А расширяться нет либо амбиций, либо возможности», — предположила она.

Евгений Ракшин добавил, что еще одним препятствием является отсутствие у производителей необходимых для сети объемов.

Ливи Данелия отменил высокую стоимость местной продукции как препятствие к ее широкому распространению.

Ливи Данелия,
собственник магазина Max Mara:

Я очень люблю алтайское. Но мраморное мясо у нас в закупе начинается от 1,5 тыс. рублей. Дороже «Мираторга»! С чем это связано? С натуральностью? Или большими накладными расходами, которые существуют в силу плохой логистики, малыми объемами и большой затратной частью? Это изначально делает местную продукцию не конкурентоспособной.

Взвешенный подход

Подход к кредитованию со стороны покупателей стал менее импульсивным. «Люди начали более тщательно взвешивать, для чего они берут кредит, как будут его погашать», — говорит Светлана Сапожникова, директор барнаульского офиса «Банка Акцепт».

Светлана Сапожникова, банк «Акцепт».
Анна Зайкова, altapress.ru

Вместе с тем, подчеркнула Эльвира Вебер, управляющая ВТБ24 в Алтайском крае, модель поведения населения изменилась — с накопительной на потребительскую. «С середины 2016 года мы видим, что потребители стали чаще приходить за кредитами, чем размещать свои средства. Но динамики 2011−2013 годов мы еще не достигли».

Выкручивание рук

Евгений Ракшин,
совладелец компании «Мария-Ра», девелопер:

Евгений Ракшин («Мария-Ра»).
Анна Зайкова, altapress.ru

Есть тенденция к снижению арендных ставок, максимальное выкручивание рук со стороны арендаторов. Одни сокращают свои форматы, другие видят будущее только в интернете, а третьи исповедует такую позицию: вы сделайте все, а мы, может быть, поставим свои товары.

Спортивный край

Алексей Созинов,
директор магазина «Декатлон» в Барнауле:

Алексей Созинов («Декатлон») и Натела Абаджян («Декатлон»).
Анна Зайкова, altapress.ru

В Барнауле 11 футбольных лиг. Число команд хоккеистов по отношению к началу 2016 года выросло в два раза. Если брать сравнимые с барнаульскими магазины сети в Ульяновске, Уфе, в Подмосковье, то здесь процентов на 10 выше сфера фитнеса, плавание, горнолыжка. Летом мы ожидаем спрос на палатки, велосипеды. Зимой было много лыжников. Беговые лыжи берут комплектами. А горные, я так предполагаю, предпочитают арендовать, покупают в основном экипировку.

Можно и без табуретки

Андрей Кенигсберг,
собственник мебельной компании «Аргус»:

Ливи Данелия и Андрей Кенигсберг («Аргус»).
Анна Зайкова, altapress.ru

Эти два года показали, что мебель — не предмет первой необходимости. Без табуреток или нового шкафа можно обойтись. Люди переориентировались на повседневные потребности. Раньше нам помогали банки, сейчас перестали. Соответственно, мы даем рассрочку за счет собственного накопления. У нас маржинальность упала в два-три раза.

Круглый стол прошел в ресторане «Ползунов».

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости
Новости партнеров
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Рассказать новость