Потребитель

Елена Чупина: "Нас поставили в позицию торговки с базара"

Туристская отрасль края в этом году столкнулась с двойным демпингом, что сократило прибыль агентств, но увеличило турпоток. Несколько компаний закрылись. Въездной туризм был сорван из-за плохой погоды. Таковы основные итоги высокого туристического сезона-2009 в Алтайском крае в этом году. О них, а также о том, как изменились отношения между турфирмами и их клиентами, рассказала Елена Чупина, президент Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ).

Елена Чупина.
Елена Чупина.
Олег Богданов

— Начало сезона в этом году ознаменовалось невиданным до этого в крае демпингом со стороны федеральных туроператоров по турецкому направлению. Отразилось ли это как-то на работе игроков местного рынка?

— Конечно, отразилось. Менеджер делал тот же, что и раньше, объем работы за меньшие деньги. Соответственно, и прибыль у агентств была ниже. Однако отмечу, что общий поток туристов был больше, чем летом прошлого года. Люди легко отдавали свои небольшие деньги за отдых на морском побережье. Было тяжелее в том плане, что работать нужно было очень быстро. Для агентств это непривычный темп. Мы долго приучали своих туристов, чтобы они планировали отдых заранее, подключали их к акциям раннего бронирования. В этом году все, чему мы их учили, оборачивалось против нас. Оказывалось, что те люди, которые бронировали туры заранее вроде бы за хорошие деньги, переплачивали намного больше, чем те, кто покупал путевки в последний момент.

Агентства работали в авральном режиме. Был шквал звонков по спецпредложениям. Фирмы получали всего до 1,5 тыс. рублей за путевку, чего не было никогда либо бывало крайне редко. Туристы, конечно, радовались, но эта ситуация сыграла и против них: когда цены в июле-августе поднялись, все продолжали ждать, что туры "загорят". Но этого не произошло.

Изменился в целом контингент выездного туриста. Раньше, по самым грубым подсчетам, только 30% барнаульцев могли себе позволить выехать куда-то за границу. В этом году в период демпинга дороже было съездить в Горный Алтай. Поэтому те, кто планировал отдохнуть экономично поблизости, массово поехали в Турцию. Это люди, у которых достаточно низкий жизненный уровень. У них нет дополнительных средств. За потраченные 12–15 тыс. рублей они выжимали из отелей последнее. Было очень много недовольных, которые говорили, что отдали "такие деньги", но не получили желаемого. Люди не понимали, что покупали за 10 тыс. рублей тур "все включено" при себестоимости только перелета 12 тыс. рублей.

— Существенно ли пострадали агентские сборы?

— Конечно. Мы получаем фиксированное комиссионное вознаграждение в процентах от стоимости тура. При этом менеджер несет одинаковую ответственность при любой цене путевки. Он должен принять документы, забронировать отель, проконтролировать исполнение заказа, выдать туристу необходимые бумаги, проконсультировать. Агентствам такая ситуация была не выгодна.

Агентский демпинг

— Политика максимального снижения цен была характерна только для федеральных операторов?

— Нет. После того как закончился демпинг туроператоров, начался демпинг агентский. Ситуация развивалась так. Весной на наш рынок вышли два московских оператора — "Корал" и "Пегас". Они боролись между собой. "Пегас" начал свою чартерную программу на месяц раньше, был более мобильным, имел больше рейсов, быстрее сбрасывал спецпредложения. "Корал" же всегда немного запаздывал и решил в итоге, что ему нет смысла терять на нашем рынке деньги, и свернул свою программу. Когда основной конкурент ушел, "Пегас" повысил цены. И тут стали демпинговать некоторые местные агентства. Они начали предоставлять скидки от семи и более процентов. Были фирмы, которые работали буквально за 1%, делая скидки за счет собственной прибыли.

— Они надеялись на большой поток клиентов?

— Видимо. И хотели наработать большую клиентскую базу. Но мне это решение кажется довольно глупым: если ты раз дал человеку скидку 10%, он в следующий раз не купит тур за полную стоимость. В этом году многие агентства пострадали из-за такой политики недобросовестных коллег, которые таким образом обесценили и свой, и чужой труд. Была поставлена под вопрос необходимость нашего труда вообще. Первоначально турбизнес строился на постоянных клиентах. Сейчас все перевернулось с ног на голову. Туристу, особенно "дешевому", не важно, от кого лететь. Его интересует только стоимость. Однако он не понимает, что при таком подходе пострадает качество его отдыха.

Скажем, агентство заработает на нем рублей 500. А с ним, не дай бог, что-то случится. Не расселят его, например, или плохо накормят. Так происходило, и ситуации надо было как-то разрешать: звонить в Москву, договариваться с принимающей стороной и т. д. А на какие деньги? На те, что клиент оставил в агентстве, сделать это было невозможно. Эта гонка в итоге начала давать сбои. Уже известно о фирме "Меркурий", которая просто забыла отдать клиентам документы на вылет.

— А история с "Барнаульским бюро путешествий" ("ББП"), которое не оплатило туры некоторых клиентов, стоит в этом же ряду?

— Приблизительно. Я не знаю подробностей, но факт налицо — люди не смогли отдохнуть, потому что агентство не перечислило деньги. Известно также, что "ББП" использовало дружеские связи и пыталось бронировать места через другую фирму. В результате пострадала и выступившая посредником компания.

— Какую позицию в этой ситуации заняла ассоциация?

— Мы уже подготовили обращение в Ростуризм по поводу деятельности "ББП". К сожалению, только к концу сезона выяснилось, что оно, презентуя себя как туроператора по внешнему туризму (по Казахстану), не имело финансовых гарантий. Правда всплыла наружу только после того, как туристов не расселили на Бухтарме.

Зачем нужно наше сообщество? Чтобы владеть информацией и пытаться обезопасить себя. Члены АРАТ уже давно знали о "ББП", позиция была четкой — с ним не работать. Иначе мы рисковали потерять деньги и репутацию.

— А в целом репутация туристического бизнес-сообщества не пострадала от действий недобросовестных игроков?

— Скорее, нет. К счастью, есть такая категория туристов, которая "привязана" к конкретным агентствам. Эти люди либо нам доверяют, либо им просто некогда заниматься поиском тура на 2–3 тыс. дешевле. Это туристы среднего или VIP-класса.

— Эта категория не отказалась от отдыха?

— Все, кто летал раньше, поехали отдыхать и в этом году. За редким исключением. Но при этом они тоже чуть было не поддались общей тенденции. Стали говорить: "Зачем мы полетим за такие деньги, если наши знакомые слетали за 12 тыс.?" И нам приходилось объяснять, в чем тут, что называется, собака зарыта. Сложилась довольно странная ситуация: когда все вокруг летят отдыхать за 12 тыс. рублей, люди, которые заранее планировали отпуск, подбирали варианты, попали в группу своего рода легких сумасшедших. Поэтому иногда они тоже пытались минимизировать свои затраты.

— Насколько упал оборот барнаульских туркомпаний?

— Приблизительно на 30%. И это при прежней загрузке. Падение оборота произошло за счет, во-первых, демпинга, во-вторых, сниженного спроса на въездной туризм. А кроме того, туристы порой просто вымогали скидки. Это была ужасная ситуация. Нас ставили в позицию торговки яблоками на базаре.

Вот такое плохое лето

— Въездной туризм, насколько нам известно, оказался не столь удачным, как выездной?

— Сезон в Горном Алтае был провален из-за плохой погоды. Хорошо, если базы сработали хотя бы "в ноль". Они были заняты в основном только в выходные. Мест не было лишь пару недель в июле. Все остальное время забронировать их можно было спокойно.

Произошло перераспределение турпотока. Продаж по Горному Алтаю, скажем, у нашей компании стало меньше. А у операторских фирм объемы почти сохранились. Видимо, те, кто выбрал отдых на Алтае, обратились к тем туркомпаниям, которые имеют там свои средства размещения. Операторы проводили собственные акции, предоставляли скидки, которые не могли сделать агентства.

— Сказалось ли на развитии въездного туризма наличие у нас особой экономической зоны? Ею интересуются?

— Конечно. Была мощная рекламная акция: о "Бирюзовой Катуни" рассказывали на телеканалах, на всех выставках. Но жителей Алтайского края туда едет немного. В основном это туристы из Омской, Томской, Кемеровской областей. Бывает, что люди приезжают просто в Горный Алтай, видят "Бирюзовую Катунь", им нравится картинка, и они хотят туда попасть. Хотя, если объединить все затраты: на размещение, на питание, на вход в сам аквапарк, — получается довольно приличная сумма.

— Повлияло ли на развитие местного рынка повышение финансовых гарантий для туроператоров?  

— Ряд компаний в Барнауле отказались от операторской деятельности. Ранее некоторые фирмы оплачивали фингарантии, чтобы у них была некая дополнительная функция, но операторской деятельностью как таковой практически не занимались. Теперь такие компании от финансового обеспечения отказались. Но нашего рынка изменения коснулись в меньшей мере. В большей степени они затронули новосибирских коллег. Там у операторов серьезная ситуация. Я, признаться, с трудом представляю, как они выживут при том, что к ним так же, как и к нам, зашли такие тяжеловесы, как "Пегас" и "Корал". Новосибирские компании долгие годы выставляли свои рейсы, формировали направления, создавали у клиентов некое свое представление об отдыхе. Теперь их просто отбросили.

О чем еще рассказала собеседница

О свином гриппе

— Весь шум вокруг этого вопроса поднялся уже под конец сезона. Поэтому на результатах работы турфирм он не слишком сильно сказался. Русский народ вообще непугливый. Тем более что ни одного привезенного случая заражения у нас зафиксировано не было. Мы регулярно проводим разнообразные заседания с Роспотребнадзором, в том числе по этому вопросу. Предоставляем им всю запрашиваемую информацию, они нам — всевозможные памятки. Менеджеры туркомпаний проводят инструктаж клиентов на случай, если туристам покажется, что они заразились.

О расширении ассоциации

— Собственную ассоциацию создали в Бийске. Вряд ли мы сможем создать общее объединение. Но мы поддерживаем контакт с бийскими коллегами, обмениваемся опытом — дружим. В состав нашей ассоциации в этом году вошли три новых члена: компании "Пятница", "Мастер отдыха" и "Авиафлот-тур". Самое важное, что получают входящие в объединение фирмы, — обмен информацией. При этом дело не только в вопросах конкуренции. Есть масса других аспектов. Например, взаимоотношения с контролирующими органами. Когда нас много, они к нам прислушиваются. Мы исполняем их требования, они в ответ более лояльны к нам.

О взаимодействии с контролирующими органами

— После того как проверки начали проводить только с разрешения прокуратуры, стало полегче. Но эта норма появилась совсем недавно. Нам проще самим прийти к тому же Роспотребнадзору с просьбой помочь в чем-то, чем ждать, когда он нагрянет сам с проверкой. Когда у нас возникают вопросы, мы звоним сами. И их это даже радует! Иногда мы, наверно, даже предвосхищаем их приход к нам. В ответ Роспотребнадзор пользуется возможностями ассоциации: доводит информацию до одного из ее членов, а мы уже внутри ее должны распространять.

Что мы знаем о Елене Чупиной

Елена Николаевна Чупина родилась в Бийске. Окончила художественно-графический факультет Бийского педагогического института. Позже — Новосибирскую академию экономики и предпринимательства. Второе образование потребовалось для выполнения лицензионных требований в туристическом бизнесе. В 2002 году возглавила созданную ею же фирму "Скайвэй".

Замужем. Летом предпочитает семейный отдых, зимой — активный (вся семья катается на горных лыжах). Любимая страна отдыха — Таиланд.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость