Декларация о намерениях
Старт консолидирующего движения состоялся в феврале, когда при мэрии Барнаула был создан Общественный совет по рекламе. Совет, призванный содействовать упорядочению отношений между органами власти и рекламными агентствами, ориентирован прежде всего на операторов "наружки" и смежного с ней производства. Как отмечал один из инициаторов создания совета лидер РГ "Продвижение" Алексей Холоднов, "это будет не лоббирование интересов, а работа, направленная на реализацию концепции развития наружной рекламы".
В свою очередь об объединении заговорили и в секторе печатной рекламы. Причиной тому во многом стала до неприличия обострившаяся конкуренция. "Клиенты это чувствуют и пользуются ситуацией. Рекламодатели идут едва ли не на шантаж, "выбивая" скидки до 50%. И многим, чтобы выжить, приходится идти на такие условия", – говорила директор по рекламе ИД "Алтапресс" Елена Аксенова. В июне проблеме было найдено решение: ряд компаний подписали "Декларацию руководителей СМИ о принципах конкуренции на рынке рекламы". Правда, "ряд" невелик: из 280 операторов регулирующий отрасль документ приняли только пять: ИД "Алтапресс", "Комсомольская правда" и "Резонанс", "Российская газета", "Бизнес журнал" и "Сегодня в продаже".
Через некоторое время операторы рынка outdoor вновь проявили свой интерес к объединению, но на этот раз в другом ключе. Так, 23 октября костюмированным шоу был отмечен День работника рекламы. Организаторами выступили компании "Маркетинг и реклама", "Город", "Проспект" и "Продвижение". Специализация естественным образом определила численный перевес "наружников", но присутствовали знаковые персоны всех сегментов рынка. "Целью мероприятия было внести посильный вклад в консолидацию всех операторов рекламной отрасли", – сообщала глава агентства "Проспект" Наталья Сурилова. Ее поддержала лидер компании "Город" Ирина Хомутова, которая отметила: "И от нас зависит, что будет дальше, как интенсивно будет это движение. Но, я думаю, наш пример весьма заразительный, и в следующем году в состав организаторов войдут и операторы других сегментов".
На грани агонии
Однако совсем скоро отрасли пришлось забыть об "интенсивном движении": кризис внес свои коррективы в оптимистичные процессы по объединению рынка. И подавляющее большинство операторов предпочло спасать себя поодиночке. Причем не слишком цивилизованными методами. На оптимизацию клиентских бюджетов отрасль ответила жесткой игрой на понижение, и в течение трех недель стоимость рекламных услуг в ряде случаев сократилась до 80%. О "Декларации о принципах конкуренции на рынке рекламы" было забыто даже некоторыми ее подписантами. Комментируя действия демпингующих коллег, директор по развитию группы изданий ("Комсомольская правда" на Алтае", "Аргументы и факты – Алтай", "Резонанс") Ирина Заречнева говорит так: "Столь низкие цены могут свидетельствовать только о том, что эти издания находятся на грани агонии. Они топят себя, но при этом еще и расшатывают ценовую политику рынка". С ней солидарны многие представители отрасли, что заставило некоторых из них экстренно сесть за стол переговоров, чтобы договориться о размере максимальной скидки в своих сегментах. Доподлинно не известно, каким был эффект: игроки предпочитают не распространяться на эту тему.
2009 год обещает существенное перераспределение клиентских бюджетов: рекламодателям придется находить максимально эффективные каналы, педантично высчитывая стоимость контакта с аудиторией. И главными соперниками здесь могут быть телевидение, "наружка" и… Интернет. Этот сегмент предполагает получить до 30% от объема рынка против сегодняшних 2–5%. Так или иначе, а общее падение регионального рынка в следующем году может составить в денежном выражении от 20 до 40%. Также операторы говорят об уходе едва ли не 60% его нынешних участников. А выстоят именно те, для кого год в полной мере прошел под знаком консолидации: принцип "вместе мы – сила" вряд ли потеряет свою актуальность.
Самое важное - в нашем Telegram-канале