Выросли немногие
По данным "Дом.ru Бизнес", на корпоративном рынке услуг связи в Алтайском крае работают несколько десятков компаний, в их числе федеральные и локальные игроки. Конкуренция сильная, и в последние годы она еще больше обострилась из-за сложной экономической ситуации — предприятия закрывались, сокращалось число филиалов, и провайдеры теряли клиентов.
В 2016 году значительно изменить свою долю рынка в регионе удалось лишь "ЭР-Телекому". В аналитической компании IKS-Consulting отмечают, что это произошло благодаря покупке оператора корпоративной связи "Энфорта". Сделка состоялась в июне прошлого года.
У "Энфорты" были филиалы во многих регионах России, в том числе и в Алтайском крае. Компания оказывала услуги беспроводного доступа в интернет по технологии WiMax, организации офисной телефонии, корпоративных сетей и другие. По данным сайта оператора, в 2015 году его сеть охватывала Барнаул, Новоалтайск и Павловск, а клиентами были Сбербанк, "Мария-Ра", "Киприно", "М.Видео" и другие.
Директор филиала "ЭР-Телекома" ((бренд "Дом.ru Бизнес") в Барнауле Руслан Хисамутдинов сообщил, что за 2016 год абонентская база и выручка компании в сегменте B2B в крае увеличилась на 8% (без учета "Энфорты").
Лидеры рынка "Ростелеком", ТТК, МТС сохранили свои позиции. "Рост числа клиентов в данном (B2B. — Прим. “СК”) сегменте несущественный. Здесь сказываются общие кризисные явления — ликвидация и уход предприятий, сокращение и объединение подразделений, оптимизация бюджетов существующими клиентами. Свою роль играет и высокая конкуренция на рынке", — отмечает директор филиала "Ростелекома" в Алтайском крае Сергей Лавренюк.
Директор макрорегиона Западная Сибирь компании ТТК Алексей Ноздрин также отметил, что число корпоративных клиентов у алтайского филиала практически не изменилось, но выручка была увеличена на 6% за счет продажи допуслуг.
В МТС рассказали, что за 2016 год число бизнес-клиентов компании выросло на 20%. Однако, по данным IKS-Consulting, за 2016 год МТС потеряли 1% рынка B2B в Алтайском крае.
Операторы, у которых небольшие доли рынка в регионе, отмечают рост числа клиентов: Tele2 — на 55%, "Сибирские сети" — на 30%, "МегаФон" — на 10% (плюс 200 юрлиц), "Билайн" — на 2%.
Тарифы для B2B-клиентов в регионе, по данным нескольких операторов, не изменились или даже чуть снизились. "Это связано как с сокращением затрат компаний на телеком-услуги, так и с высокой конкуренцией на рынке связи", — говорит Алексей Ноздрин.
"Процесс деления рынка никто не прекращал, поэтому мы видим, что ARPU (доход с одного абонента. — Прим. ред.) снижается, B2B-провайдер готов сильно уронить ценник на свои услуги для привлечения или удержания абонента. Но в перспективе в 2017 году ARPU должен пойти вверх. Как и на массовом рынке, на рынке корпоративных услуг новых абонентов крайне мало — провайдеры борются за переток абонентской базы", — говорит Иван Мачульский, директор B2B-направления интернет-провайдера "Сибирские сети".
По его мнению, в 2017 году цена, которая долго была ключевым фактором принятия решения о выборе провайдера для бизнеса, начнет уходить на второй план. Сервис и качество услуг станут важнее. К тому же у каждого провайдера есть своя минимальная планка цены, и постоянно ее опускать и держать на низком уровне невозможно, ведь бизнес должен приносить прибыль.
ТСЖ, ретейл, HoReCa
Большинство операторов говорят, что работают с корпоративными клиентами любых размеров и из всех сфер. Различаются только подходы к этой работе и набор предлагаемых услуг. Например, "Дом.ru Бизнес" специализируется на готовых решениях для бизнеса разного масштаба. В "ВымпелКоме" (бренд "Билайн") используют другую схему.
"В малом и среднем бизнесе мы работаем по принципу единого окна, предлагая клиенту в одном пакете решение, которое закрывает все потребности в услугах связи: голос, интернет, CRM, мессенджер, постановщик задач, — рассказывает Анатолий Захаров, руководитель по развитию корпоративного бизнеса “Билайн” в Барнауле. — В крупном бизнесе и госсекторе это индивидуальная работа с каждым заказчиком в рамках конкурсных процедур и технических заданий".
Сергей Лавренюк говорит, что компаниям с большим числом филиалов важна развитая сеть провайдера, так как им удобнее получать услуги у одного поставщика. Для бюджетных организаций одним из важных факторов остается цена. "Этот показатель важен и для представителей среднего и малого бизнеса, — добавляет он. — Они более, чем крупные предприятия, открыты для нововведений и готовы на эксперименты. Например, в целях оптимизации бюджета".
В числе активных потребителей провайдеры называют предприятия торговли и сферы услуг, транспорта и финансов, клиники, турагентства, производителей пищевых продуктов, бюджетные учреждения. Менее активно используют телеком-сервисы предприятия аграрного сектора и крупная промышленность. "Потребители услуг связи в данном случае отражают общее состояние рынка региона", — считает Сергей Лавренюк.
Иван Мачульский говорит, что организации, которых законом обязали установить онлайн-кассы, обращаются за услугами связи чаще. "Магазинам, торгующим алкогольной продукцией, без подключения к интернету и системе ЕГАИС сегодня работать невозможно, — констатирует он. — Оба идентификатора — штрих-код и акцизную марку — требуется “прокатывать” на кассе, передавая информацию о продаже через Глобальную сеть. Активны ТСЖ и управляющие компании, которым нужно выводить в онлайн информацию о сборах и расходах по домам, и микрофинансовые организации, открывающие много новых отделений".
Руслан Хисамутдинов отмечает, что сегменту HoReCa (предприятия общественного питания, гостиницы) для работы необходим полный комплекс услуг — доступ в интернет, телефония и видеонаблюдение, а также Wi-Fi и цифровое ТВ для клиентов. В "облака", по его словам, наиболее активно мигрируют предприятия оптовой и розничной торговли, бытовых услуг, транспортные и логистические компании, финансово-кредитные организации.
"Мы видим рост спроса со стороны госсектора, в том числе в сегменте решений для “умных” городов, — говорит Хисамутдинов. — Значительно отстают промышленные предприятия. Они более консервативны, но тоже постепенно открывают для себя возможности “облаков”".
Слияние с IТ
Директор Алтайского отделения "МегаФона" Валерий Казаченко рассказал, что от услуг связи корпоративные клиенты в основном ждут двух эффектов — оптимизации бизнес-процессов (экономия ГСМ, рабочего времени и пр.) и увеличения выручки (ускорение контакта с потребителем, адресная реклама и т. д.).
"Современные услуги B2B — это только наполовину традиционные услуги телекома, другая половина — это IТ-услуги. С одной стороны, это делает их намного более интеллектуальными и гибкими, с другой — операторы ощущают конкуренцию со стороны ОТТ-сервисов (сервисы, которые предоставляются через интернет, но не относятся к операторам связи, например Skype. — Прим. “СК”)", — говорит он.
Традиционная телефония теряет популярность. "Одна из наиболее заметных тенденций — усиление миграции голосового трафика в сети передачи данных, — говорит Руслан Хисамутдинов. — Клиенты все чаще используют для коммуникации различные интернет-мессенджеры, как на мобильных устройствах, так и на десктопах. Также мы фиксируем отказ от абонентского оборудования в пользу облачных решений".
Среди самых востребованных услуг в 2016 году операторы связи называют облачное видеонаблюдение, которое позволяет хранить данные с камер на удаленных серверах, в "облаке", и иметь к ним доступ с любого гаджета в любой точке мира. Еще одна востребованная услуга — это организация корпоративного Wi-Fi с возможностью удобной авторизации для клиентов.
Традиционно популярны защищенные корпоративные сети VPN. Пользуется спросом услуга VLAN, позволяющая объединить филиалы в одну информационную сеть. Востребованы виртуальные АТС, объединяющие все телефоны сотрудников в одну сеть без привязки к офису. Сергей Лавренюк отмечает интерес малых и средних предприятий к облачным сервисам. "Несмотря на то что общее число их невелико, в прошлом году рост подключаемых услуг составил 300%", — говорит он.
В "МегаФоне" отмечают рост популярности сервиса Big Data, который позволяет анализировать движение людских потоков. Это нужно, например, для выбора места строительства торгового центра, отделения банка или финтес-клуба.
Директор алтайского филиала МТС Дмитрий Левин рассказал, что стабильным спросом у корпоративных клиентов пользуются конвергентные услуги связи (основаны на мобильных и фиксированных технологиях). За 2016 год их подключение выросло в 1,5 раза. Одной из самых востребованных среди них является FMC, которая позволяет объединить мобильную и фиксированную сеть телефонов, благодаря чему сотрудники из разных регионов России могут созваниваться по коротким внутренним номерам.
8 ключевых трендов корпоративного рынка телеком-услуг
1. Переход от рынка оборудования к рынку телеком-сервисов (например, для видеонаблюдения покупаются не камеры и серверы, а цифровой сервис).
2. Мобильность бизнеса: доступ к услугам в любой точке мира.
3. Влияние на рынок законодательных изменений и регулирования (обязательная авторизация при подключении к Wi-Fi, размещение серверов в России, импортозамещение и другие).
4. Акцент на безопасность и защиту данных (актуально, например, для банков, клиник).
5. Централизация бизнес-процессов в межрегиональных компаниях на уровне столичных городов, как следствие — сокращение или отказ от местных услуг связи, переход на дистанционное обслуживание.
6. Телеком-сервисы на службе у бизнеса: развитие услуг "для улыбки" клиентов (Wi-Fi, телевидение, многоканальная телефония и т. д.).
7. Работа с систематизацией и анализом больших объемов данных (клиентские базы, персональные, геоданные и т. д.), автоматизация бизнес-процессов, электронный документооборот.
8. Промышленный интернет и применение M2M-технологий (обмен данными между "машинами" — банкоматы, платежные терминалы, системы безопасности и контроля, мониторинг транспортных средств, системы ЖКХ и другие).
Источник: "Ростелеком"
Самое важное - в нашем Telegram-канале