Цены на топливо, которые растут в рамках потребительской инфляции, не дают достаточной прибыли розничным продавцам. В письме первого замглавы Минэнерго Павла Сорокина говорится, что в расчет ИПЦ входят около 800 позиций, и большинство из них не влияют на стоимость топлива.
Что предлагают
Ведомство предлагает использовать композитный индекс, который будет учитывать факторы, влияющие на себестоимость топлива:
- повышение зарплат и МРОТ;
- рост налогов (акцизы);
- увеличение кредитной нагрузки;
- повышение тарифов ЖКХ;
- рост транспортных тарифов;
- увеличение стоимости реконструкции и ремонта.
Такой подход уже используют для определения темпа изменения тарифов на железнодорожные перевозки.
Какой может быть разница
Данные показывают, что за 2025 год композитный индекс инфляции вырос на 14 %. При этом розничные цены на бензин АИ-92 выросли на 12,7 %, на АИ-95 — на 11,5 %, на дизель — на 6,3 %. А индекс потребительских цен за тот же период увеличился только на 5,3 %.
Министерство прогнозирует, что в 2026 году композитный индекс вырастет на 5,7 %, а индекс потребительских цен — на 4 %.
Прибыль на АЗС
По данным Минэнерго, сейчас прибыль на АЗС не очень высокая. Например, для бензина АИ-92 она составляет минус 2,1 рубля на литр при продаже по мелкооптовым ценам, а при продаже по биржевым — плюс 11 рублей на литр. Для АИ-95 и дизеля ситуация похожая.
В среднем прибыль на АЗС при продаже по мелкооптовым ценам отрицательная — минус 6,3 рубля на литр, а при продаже по биржевым — небольшая — 1,2 рубля на литр.
Мнения экспертов
Эксперты считают, что использование композитного индекса может помочь независимым АЗС и упростить регулирование цен. Но есть и риски, поэтому нужен механизм, который позволит ценам расти постепенно и предсказуемо.
Президент РТС Евгений Аркуша говорит, что в опте цены растут в соответствии с рынком, а в рознице их как бы сдерживают. Аналитики «ОМТ Консалт» полагают, что новый подход поможет независимым АЗС.
Управляющий партнер «Пролеум» Максим Дьяченко считает, что механизм ценообразования нужно менять, потому что издержки в отрасли растут быстрее инфляции. Но важно избежать социального напряжения, поэтому нужен механизм сглаживания роста цен.
Ранее сообщалось, что цены на бензин хотят привязать к средним зарплатам в России.



