Новости партнеров

Потребитель

Минэнерго предлагает изменить расчет розничных цен на бензин. Разбор

Минэнерго выступило с предложением отказаться от практики удержания розничных цен на топливо на уровне инфляции. В ведомстве считают, что нынешний метод не позволяет розничным продавцам топлива получать достаточную прибыль. Проект инициативы направлен на рассмотрение в Минэкономразвития, Минфин, ФАС и РТС. Об этом сообщает РБК.

Бензин. АИ-92.
Бензин. АИ-92.
depositphotos/blinow61

Цены на топливо, которые растут в рамках потребительской инфляции, не дают достаточной прибыли розничным продавцам. В письме первого замглавы Минэнерго Павла Сорокина говорится, что в расчет ИПЦ входят около 800 позиций, и большинство из них не влияют на стоимость топлива.

Что предлагают

Ведомство предлагает использовать композитный индекс, который будет учитывать факторы, влияющие на себестоимость топлива:

  • повышение зарплат и МРОТ;
  • рост налогов (акцизы);
  • увеличение кредитной нагрузки;
  • повышение тарифов ЖКХ;
  • рост транспортных тарифов;
  • увеличение стоимости реконструкции и ремонта.

Такой подход уже используют для определения темпа изменения тарифов на железнодорожные перевозки.

Какой может быть разница

Данные показывают, что за 2025 год композитный индекс инфляции вырос на 14 %. При этом розничные цены на бензин АИ-92 выросли на 12,7 %, на АИ-95 — на 11,5 %, на дизель — на 6,3 %. А индекс потребительских цен за тот же период увеличился только на 5,3 %.

Министерство прогнозирует, что в 2026 году композитный индекс вырастет на 5,7 %, а индекс потребительских цен — на 4 %.

Прибыль на АЗС

По данным Минэнерго, сейчас прибыль на АЗС не очень высокая. Например, для бензина АИ-92 она составляет минус 2,1 рубля на литр при продаже по мелкооптовым ценам, а при продаже по биржевым — плюс 11 рублей на литр. Для АИ-95 и дизеля ситуация похожая.

В среднем прибыль на АЗС при продаже по мелкооптовым ценам отрицательная — минус 6,3 рубля на литр, а при продаже по биржевым — небольшая — 1,2 рубля на литр.

Мнения экспертов

Эксперты считают, что использование композитного индекса может помочь независимым АЗС и упростить регулирование цен. Но есть и риски, поэтому нужен механизм, который позволит ценам расти постепенно и предсказуемо.

Президент РТС Евгений Аркуша говорит, что в опте цены растут в соответствии с рынком, а в рознице их как бы сдерживают. Аналитики «ОМТ Консалт» полагают, что новый подход поможет независимым АЗС.

Управляющий партнер «Пролеум» Максим Дьяченко считает, что механизм ценообразования нужно менять, потому что издержки в отрасли растут быстрее инфляции. Но важно избежать социального напряжения, поэтому нужен механизм сглаживания роста цен.

Ранее сообщалось, что цены на бензин хотят привязать к средним зарплатам в России.

Подпишитесь на Алтапресс в Телеграме и в Max

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость