Потребитель

Сети готовы к удешевлению

Торговые сети края меняют ценовую и ассортиментную политику. Как заявляют представители ритейлеров, делать это им приходится на фоне колебаний курса иностранной валюты, дорогих кредитных ресурсов и продолжающегося перераспределения потребительского спроса. Эксперты предрекают падение продаж продукции премиум-сегмента, рост цен на импортные товары и смещение ассортиментной политики сетей к более дешевому предложению.

"Если раньше люди экспериментировали, пробовали новые продукты, то сейчас их потребности смещаются в сторону старого, понятного, недорогого. Чтобы не "замораживать" продукцию на складах, поставщики предпочитают брать проверенные товарные категории", – говорит директор по корпоративному развитию "Новых торговых систем" (развивает франшизы "Пятерочка" и "Патэрсон") Александр Агеев. Такая ситуация могла бы стать выигрышной для местных производителей, однако ритейлеры имеют ряд конкретных претензий к работе с ними.

Ценник возрастет

Цены на импортную продукцию обязательно возрастут. В этом уверены представители всех активно работающих в крае сетей. Однако последствия для каждого из ритейлеров будут разные – в зависимости от того, какую часть иностранный товар занимает в общем объеме представленной продукции.

Александр Агеев,
директор по корпоративному развитию "Новых торговых систем":

Учитывая формат наших магазинов, потребители этого не почувствуют. Доля импорта у нас ничтожно мала. Около 70% ежемесячной выручки приносят товары местных производителей. Повышение цен на иностранную продукцию будет чувствительным для компаний, чей ассортимент составляет 15 тыс. наименований, у нас же он гораздо меньше – 4,5 тыс. позиций. В большей мере эта тенденция отразится на бакалее, то есть продуктах, которые не относятся к группе товаров первой необходимости. Это классика 1998 года. Если каждые 10 дней курс доллара будет увеличиваться в два раза, то ценник будет меняться так же часто. Если же доллар будет стоить в пределах 33 рублей до конца года, то цены останутся на прежнем уровне.

Не страшатся роста цен на импортную продукцию и в "Торговом дворе "Аникс". По словам генерального директора Юрия Никитина, в сети доля импортной продукции – менее 10%. "Увеличения цены на нее потребитель не почувствует. Мы ориентируемся на спрос покупателя, поэтому, если потребуется, будем наращивать долю дешевой продукции".

Кирилл Мюрзепп, директор по закупкам компании "Лента", отмечает: "Цены поставщики повышают одинаково для всей розницы. Безусловно, импортную продукцию в ближайшее время ждет подорожание, вслед за этим поднимут закупочные цены и отечественные производители. После Нового года уже возросла стоимость на импортную замороженную рыбу, что отразилось на ценах и российских поставщиков. Та же ситуация складывается с российской свининой и птицей". По словам Юрия Никитина, за последние два месяца на 15–17% поднялась стоимость мяса, в основном из-за увеличения пошлин на импортное сырье. "В результате подорожали колбасы и полуфабрикаты, для производства которых оно используется", – отмечает руководитель "Аникса".

Местные недоработки

Тенденция рынка кажется на первый взгляд благоприятной для местных производителей. Теоретически они имеют больше шансов попасть на полки торговых сетей. По словам начальника краевого управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Татьяны Зелениной, за последний месяц по отношению к аналогичному периоду прошлого года практически не по одному наименованию продуктов питания повышения цены не происходило. "Хотя изменения на рынке, безусловно, влияют на уровень цен у местных производителей и на уровень потребительских цен", – замечает г-жа Зеленина.

На заседании по вопросу совершенствования товаропроводящей сети продовольственного рынка в краевой администрации под председательством первого вице-губернатора Сергея Локтева 27 января им было высказано пожелание увеличить долю товаров алтайских производителей в сетях до 65% к концу текущего года. Но как на самом совещании, так и в беседе с "ВД" ритейлеры по-прежнему выражают недовольство местной продукцией.

"Наши производители, к сожалению, пока не готовы заместить составляющую импортных товаров. В основном это касается качества продукции, условий поставки (строгое наличие всех сопроводительных документов, соблюдения сроков и объемов поставок и т. д.). Именно из-за того, что не все локальные производители готовы модернизировать свое производство и соответствовать современным требованиям рынка, ритейлеры будут продолжать сотрудничать с федеральными и иностранными производителями", – говорит Кирилл Мюрзепп (доля местных поставщиков в барнаульском гипермаркете "Лента" – около 20%). По словам эксперта, российские сельхозпроизводители не способны удовлетворить потребности рынка в говядине, которая, как и большое количество российских мясопродуктов, импортируется из Латинской Америки.

Юрий Никитин считает, что возможность увеличить долю алтайских продуктов на полках ритейлеров до 65% будет связана не только и не столько с готовностью сетей. В большей мере на это влияет возможность алтайских производителей предоставить соответствующий ряд товаров, удовлетворяющих запросам сети по таким параметрам, как норма упаковки, вид и оформление упаковки, соответствие техническим регламентам торговой сети, доставка товара, его цена и качество. "Я буду только рад, когда все многообразие товаров с нужными свойствами, необходимых потребителю, можно будет закупить, не выезжая за пределы Алтайского края", – признался г-н Никитин.

Внутренних российских товаров-заменителей недостаточно

Артемий Березиков,
аналитик компании "БКС Консалтинг" (Москва): 

В настоящее время около 70% товаров в различных сетях (электробытовой техники, продовольственной, аптечной) приходится на импорт. Тем не менее мы не ожидаем значительного изменения ассортимента торговых сетей. Прежде всего, и это подтверждается статистикой по январю, сокращение ассортимента произошло в премиум-сегменте товаров. Безусловно, доля и ассортимент импортных товаров будут уменьшаться, но существенной перемены не произойдет, поскольку внутренних российских товаров-заменителей недостаточно, а по некоторым позициям (в особенности в аптечном производстве и электробытовой техники) их просто нет. При этом в условиях падения покупательной способности сети вынуждены сокращать собственную наценку, оптимизировать бизнес-процессы, но падения цен не будет точно.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость