Потребитель

В Барнауле рассказали, как снизить расходы воды на ОДН в 10 раз

Потребление воды на ОДН (общедомовые нужды) в многоквартирном доме можно снизить в 10 раз. Об этом рассказали на «круглом столе», проведенном комитетом по экономической политике и собственности Барнаульской гордумы 12 ноября. Тема ОДН была не единственной, но самой «горячей» среди обсуждаемых проблем.

Вода.
Вода.
Павел Водопьянов

Потребление на ОДН появляется, когда показания общедомового счетчика в кубометрах больше суммы поквартирного потребления. Известный вроде бы факт. Но с начала 2013 года, когда в квитанциях жильцов многоквартирных домов края впервые появилась эта строчка, глубокий анализ причин расходов в доме сотен тонн воды на ОДН (особенно там, где в подъездах нет кранов) широкой общественности представлен так и не был.

Жильцов барнаульского дома ночью экстренно расселили из-за трещины в стене

Тем более ценным был анализ, приведенный Олегом Запковым, директором фирмы «Тепловодприбор». Он использовал опыт компании «Стриж Телематика» (она не барнаульская), которая не только такой анализ сделала, но и нашла способ решения проблемы. Способ этот, конечно, далеко не бесплатный, но он, судя по расчетам, быстро окупается.

В качестве примера компания привела управляющую компанию в Москве — в Барнауле, по словам Запкова, подобного примера не нашлось. В доме, чье потребление изучалось, 240 квартир. Расход горячей и холодной воды на ОДН в нем составлял 15%, т. е. показания общего счетчика превышали поквартирные на эти самые 15%.

Поначалу в управляющей компании применили классические методы поиска источников ОДН: раз в полгода осматривали в квартирах счетчики, уточняли количество жильцов. Но в 60% квартир было проблематично попасть, а в 35% вообще невозможно.

Затем попытались организовать сдачу показаний в одно время — пусть не день в день, но хотя бы за несколько дней. Но и эта идея провалилась. Только 52% жильцов сдавали вовремя или раньше. А 28% раз в несколько месяцев, 12% опаздывали на несколько дней, остальные же и вовсе не сдавали.

Тогда УК определила 8 основных причин ОДН:

1. Врут водосчетчики. Погрешность водосчетчиков должна быть в пределах 2% (плюс-минус). Однако часть потребителей покупают счетчики подешевле, к тому же за годы эксплуатации накапливается погрешность — в итоге она доходит до 20%, а то и более.

2. Неучтенные капли. У каждого счетчика есть порог чувствительности. При низких расходах воды они могут вообще не фиксировать потребление. Протечки кранов, сливных бачков унитазов, использование бытовых фильтров счетчики могут и не чувствовать. Это вроде бы мизер, но он складывается в «хорошие проценты».

3. Норматив не для «латексных» квартир. Прописан один, живут семеро льют за дюжину. Приехал в гости сват, брат. Живет ли он месяц или полгода, никто не скажет. А платят квартиры без счетчиков по числу зарегистрированных.

4. Сроки. Показания общего счетчика сдаются 25 числа. А жильцы — как захотят. Сдали раньше — вот вам и недобор: до 25-го числа еще много воды утечет.

5. Воруют. Способов, как остановить водяные счетчик, множество — магниты, врезки, переходники занижают показания квартирных счетчиков, ОДН растет.

6. Лже-показания или куриная слепота. Многие люди сдают показания с ошибками — одни делают это невольно (прибор стоит в труднодоступном месте), другие намеренно. Последние никогда не впустят в дом проверяющих.

7. Обратная тяга. Это проблема сезонная. Происходит перетекание воды из стояка в стояк. Особенно актуальная, когда летом отключат горячую воду. Если в квартире установлен нагреватель, то вход его врезается в трубу холодного водоснабжения, а выход в горячего. Получается закольцовка, при помощи которой можно залить в трубу для ГВС холодную воду. Счетчик на холодную воду накрутит 10 кубов, а на горячую эти 10 кубов отмотает. Горячая вода намного дороже холодной.

8. Протечки и аварии.

«Дом уйдет под землю». Жильцы отказываются выезжать из аварийного здания, про которое рассказало НТВ

При этом больше половины ОДН «набегало» из-за манипуляций со счетчиками, заниженных показаний и перерасхода норматива в квартирах без счетчиков. Несвоевременная сдача показаний давала примерно шестую часть. Реальный же расход на нужды дома (мытье пола, полив цветов) составлял лишь 1,5−2% потребления! А все факторы вместе дают ОДН в 15−20% от общедомового потребления и даже больше.

Квитанция.
Анна Зайкова

Все эти проблемы в УК решили одним способом — путем установки системы удаленного мониторинга счетчиков воды. Идея в том, что с каждого квартирного (и общего) счетчика ежечасно автоматически снимаются показания, которые передаются на компьютер в управляющую компанию. Все данные о потреблении передаются и в личный кабинет — то есть их может посмотреть и сам жилец.

Для сбора показаний квартирных счетчиков к счетчику подключается либо модем, либо ставится новый счетчик с встроенным модемом. Технология такая в России есть.

Поскольку вместо старых счетчиков (с большой погрешностью) установили новые с допустимыми отклонениями, проблема погрешностей отпала. Пока устанавливали новые счетчики или ставили модемы на старые, провели осмотр сантехники и устранили хронические протечки.

Кроме того, на каждый счетчик установили обратный клапан и исключили перетекание из стояка в стояк. Потери, связанные с человеческим фактором, были тоже сведены к нулю. Разумеется, исчезла и разница в сроках сдачи показаний — ведь они автоматом стали поступать в «пункт сбора показаний». Стало видно и потребление «резиновых» квартир — altapress.ru полагает, что их владельцы от этого не были в восторге, но, очевидно, их как-то убедили.

В Барнауле жители дома через суд доказали, что управляющая компания залезла к ним в карман

На все про все УК потратила 1,5 недели и 648 тыс. рублей на 240 квартир, то есть примерно 2,7 тыс. на квартиру. В первый же месяц после установки расходы на ОДН как по горячей, так и по холодной воде снизилось почти в 10 раз. В частности, по горячей воде с 322 кубометров до 34,3 кубов. По расчетам УК, окупаемость системы составила 13,7 месяцев — то есть чуть больше года. А при ОДН в 20% окупаемость будет намного короче.

Правда, в Барнауле, где тарифы на воду ниже, чем в Москве, сроки окупаемости были бы больше.

Так или иначе, подобная система, по словам Олега Запкова, установлена уже не только в Москве, но и в Хабаровском крае, Перми и Грозном.

Впрочем, присутствовавшие на «круглом столе» директора управляющих компаний к этой системе отнеслись с некоторым скепсисом. Во-первых, она требует затрат. А убедить жильцов в том, что их надо сделать, задача крайне трудная. Во-вторых, заставить установить счетчики тех, кто их не установил и платит по нормативам, вообще невозможно с учетом того, что с 1 июля нормативы потребления воды в Барнауле снижены почти в два раза.

Владимир Кучев,
директор МУП УК «Центральная»:

Те, кто счетчики у себя в квартирах не поставили, они и не будут их ставить, выискивая всякие причины. Надо как-то подтолкнуть собственника, который не поставил индивидуальный прибор учета. Снял показания общедомового прибора, вычел показания индивидуальных, а все остальное — пусть они оплачивают. Мы после этого установим в квартирах 100% приборов учета, и можно будет нормально работать с собственниками. И воровство выявлять. И то, о чем Запков говорил, делать.

Проблему низких нормативов для квартир без счетчиков на «круглом столе» услышали и пообещали довести проблему до чиновников, от которых зависит ее решение.

Подписка на еженедельную рассылку самых полезных новостей
Пользователь согласен на получение информационных сообщений, связанных с сайтом и/или тематикой сайта, персонализированных сообщений и/или рекламы, которые могут направляться по адресу электронной почты, указанному пользователем при регистрации на сайте.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость