Давняя возможность
Тему перехода жильцов многоквартирных домов на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями в публичное пространство региона запустила "Барнаульская горэлектросеть", разослав в СМИ пресс-релиз о том, что это случится, возможно, с 1 января 2017 года. Но законодательство наше путаное, и сообщение мало кто понял — комментарии в некоторых СМИ появились вообще не в тему.
Путаница — уже в том факте, что платить за коммунальные услуги напрямую, минуя УК, мы можем и сейчас. Вообще, наша плата за ЖКХ, по правилам, должна поступать на счет "управляшки". Но если общее собрание в доме проголосует за то, чтобы какую-то коммунальную услугу оплачивать напрямую и оформит протокол, деньги будут поступать непосредственно поставщику.
А между тем, как ни странно, этой возможностью до недавнего времени пользовались лишь немногие дома — по крайней мере, в Барнауле. Хотя жалобы со стороны поставщиков ресурсов на то, что отдельные УК "зажимают" их законные деньги, а потом банкротятся и исчезают (и взять с них нечего), звучали постоянно. Почему?
Снижение рисков
Дело в том, что деньги, которые платят жильцы через систему "Город", хотя и поступают на счет УК, "расщепляются" и идут на счет поставщика ресурса. Даже если за прямой платеж дом не голосовал. Такая вот фишка системы "Город". Потому и проблема неплатежей, по мнению Людмилы Сусловой, не стояла у нас настолько остро, как в других регионах.
Людмила Суслова,
руководитель проекта "Коммунальный дозор" в регионе:
Платежи у нас всегда шли "расщепленкой" в ресурсоснабжающую организацию. И только единицы управляющих компаний в последние пять-семь лет пытались завести деньги за себя.
И все же в последний год дома стали переходить на прямой платеж намного чаще. По данным на 1 апреля, в Барнауле уже 720 домов (31% клиентов барнаульских ТЭЦ) платят за отопление и горячую воду напрямую, тогда как в начале 2015 года таких было всего 250.
Как объяснили altapress.ru в барнаульском филиале "Сибирской теплосбытовой компании", если УК все же обратится в единый расчетно-кассовый центр и попросит завести деньги на свой "внутренний" счет, тот просто обязан это сделать, если дом не выбрал платеж напрямую на общем собрании. Чтобы уменьшить риск неоплаты коммунальных услуг, дома и пошли на такое голосование.
Прямой платеж и прямой договор
А между тем, прямые платежи, которые возможны сейчас, и прямые договоры поставщиков ресурсов с населением, на которые, вероятно, перейдут с 1 января, — это разные вещи.
В первом случае УК остается для жильца исполнителем услуги, объясняют в филиале "Сибирской теплосбытовой компании". Именно с ней заключил договор монополист-поставщик ресурсов, а не с жильцом, с нее и требует полной оплаты ресурса по общему счетчику.
Во втором случае монополист взаимодействует напрямую с жильцом и все требования предъявляет к нему. Казалось бы, какая разница? Главное, чтобы в доме были свет, тепло и вода. Но, как полагает Людмила Суслова, разница существенная.
Вообще, года три назад "БГЭС" уже перешла на прямые платежи, но пошла своим путем. По словам Людмилы Сусловой, все началось с того, что управляющие компании расторгли с ней договоры энергоснабжения. И жильцы стали платить напрямую в "БГЭС" как за свет в квартире, так за общедомовое потребление — ОДН.
Людмила Суслова,
руководитель проекта "Коммунальный дозор" в регионе:
Это произошло после того, как законодатель установил требование: жильцам нельзя начислять ОДН больше норматива. Сверхнормативный ОДН УК должна была взять себе на убытки. Законодатель хотел заставить управляющие компании идти в дома, проводить энергоэффективные мероприятия. У нас сделали проще. А "Горэлектросеть", оказавшись в таких условиях, объявила, что у нее прямые договоры с жильцами.
В общем-то, главными вопросами были два: кто рассчитает потребление на общедомовые нужды и предъявит его жильцам и кто оплатит сверхнормативный ОДН. При прямых договорах с поставщиком ресурса именно мы, жильцы, а не УК, оплачиваем сверхнормативное потребление, пояснила Суслова.
Но летом 2015 года арбитражный суд признал: схема, по которой работают барнаульские энергетики с населением, противоречит законодательству. Если в доме выбрана управляющая компания, прямые договоры неправомерны, возможны они только при непосредственном управлении (не более 16 квартир в доме), поясняет Суслова.
Расторгнут все договора
И вот теперь предполагается, что с 1 января поставщик ресурсов сможет заключать прямые договоры с гражданами и тогда, когда дом выбрал УК или ТСЖ. Как пояснили в "БГЭС", если закон будет принят, управляющие компании будут полностью вымещены из системы расчетов за коммунальные услуги.
Иван Василиади,
гендиректор "БГЭС":
С 2017 года при вступлении в действие данного законопроекта все существующие договоры энергоснабжения подлежат расторжению. Отношения будут строиться напрямую от продавца (ресурсоснабжающей организации) к конечному потребителю (собственникам жилых помещений). Таким образом, договоров с УК не будет, будут только договоры с жителями. Как показала практика, это правильное решение.
Кто против?
В самом деле, плата за свет напрямую в "БГЭС", в общем-то, устраивала почти всех. Жильцы, как водится, "потери бойца не заметили" и безмолствовали. УК не пришлось оплачивать сверхномативный ОДН. Собираемость платежей за свет возросла.
Против была, например, УК "Первая", руководитель которой Андрей Петренко говорил altapress.ru, что не понимает, как энергетики рассчитывают ОДН, и, к тому же, закон есть закон, его надо исполнять. В "БГЭС" же поясняют: в тех УК, которые против такой схемы, собираемость платежей низкая.
Из пресс-релиза "Барнаульской горэлектросети":
В домах, где все начисления проводит "БГЭС", собираемость платежей достигает 96-98%. У управляющих компаний, которые всеми способами отстаивали свое право вести расчеты самостоятельно, показатель собираемости колеблется от 52 до 91%. Среди них управляющие компании "Мастер" , "Приоритет", "Лидер", "Октябрьский", "Первая", "УК Барнаула "Уют и согласие".
Тотальная чистка
В "БГЭС" переход на такие прямые платежи считают однозначно положительным. Задолженность в ЖКХ сократится, а для большинства потребителей ничего не изменится. Неудобства испытают лишь должники — с ними ведь теперь будет работать ресурсоснабжающая организация напрямую. Сейчас же, чтобы взыскать долги, "Горэлектросеть" вынуждена заключать с управляющими компаниями договоры переуступки права требования долга.
Из пресс-релиза "Барнаульской горэлектросети":
Нет сомнений, что данный законопроект повлечет за собой тотальную чистку управляющих компаний. Недобросовестные УК уйдут с рынка, поскольку, лишившись многомиллионных денежных потоков, их деятельность становится малоприбыльной. Зарплаты в 100 и более тысяч рублей будет весьма и весьма сложно оправдать тарифом "на текущее содержание жилья".
Тема эта, к слову, много обсуждается в сообществе ресурсоснабжающих организаций (с одной дискуссией, например, можно познакомиться здесь), и поставщики ресурсов в целом с позицией "БГЭС" согласны, хотя и не считают ее панацеей для борьбы с неплатежами. Тем не менее, вопросов по применению новых правил много.
Вопрос №1: кто оплатит абонентское обслуживание?
При переходе на прямые договоры с населением большинство поставщиков ресурсов вынуждены будут организовать абонентское обслуживание населения, выставлять населению квитанции, вести работу с должниками. В "БГЭС" такое обслуживание налажено давно, и, вероятно, новых работников принимать им не придется, предположил один из собеседников altapress.ru.
Но "Горсеть" - не единственный поставщик ресурсов в стране. Наверняка в этом случае придется увеличивать штаты и "Сибирской теплосбытовой компании", и "Барнаульскому Водоканалу". А рост штатов — это рост затрат, которые кому-то надо оплатить. Если, конечно, законодатель не даст право передать эти вопросы управляющим компаниям (а такой вариант предполагалось сохранить).
Вопрос №2: кому платить за ОДН?
Неясно, как будет сосуществовать ЭТО новшество (если его примут) и другое (уже принятое): ведь с 1 января 2017 года расходы на ОДН будут включены в тариф на текущий ремонт и содержание. Причем в размере, не превышающем норматив потребления на ОДН — управляющим компаниям надо будет "сверхнормативку" оплачивать за свой счет.
Оба новшества Иван Василиади считает революционными. Но их сосуществование ему представляется нелогичным.
Иван Василиади,
гендиректор "Барнаульской горэлектросети":
"ОДН" – это всегда небаланс, разница показаний между индивидуальным потреблением и общедомовым. Когда нормированный ОДН передается УК, небаланс никуда не исчезает и непонятно, кто и на каком основании будет оплачивать ресурсоснабжающей организации эту разницу.
При одновременном принятии данных законопроектов нет юридического основания востребовать ОДН с управляющих компаний, поскольку нет договоры. Считаю, что было бы разумным проявить последовательность в данном вопросе и отдать на прямые расчеты как индивидуальное потребление, так и ОДН.
Вопрос №3: как взаимодействовать с монополистом?
Людмила Суслова обращает внимание и на другой важный момент. Сегодня собственники жилых помещений нанимают УК, чтобы она отслеживала качество ресурса, занималась перерасчетами, устраняла потери, помогала дому экономить и не переплачивать. Собственники за это и оплачивают управленческие услуги.
Из этих соображений и заложили требование все платежи вносить на счет УК, постановили включить расходы на ОДН в тариф на текущий ремонт и содержание в пределах норматива. Законодатель пошел в правильном направлении, считает Суслова. По ее словам, некоторые УК уже готовятся к включению ОДН в текущее содержание — например, в "ДЕЗ-1" провели полную ревизию в домах и готовы работать.
А если УК из этой схемы исключат, положение собственников ухудшится: они один на один должны будет с проблемах начислений разбираться с монополитом, а в доме, говорит Суслова, будет полное безвластие. Но скажется это, на ее взгляд, не на первом этапе, а в последующем — словом, это будет мина замедленного действия.
Сергей Тастан, директор "Центра жилищного просвещения Алтайского края", тоже полагает, что положение жильцов многоквартирных домов после перехода на прямые договоры не улучшится. До тех пор, пока снятие показаний всех счетчиков (и индивидуальных, и общедомовых) не будет происходить автоматически и одновременно, начисления на ОДН останутся неточными и непрозрачными.
Комментарий
Иван Василиади,
гендиректор "Барнаульской горэлектросети":
Позиция Барнаульской горэлектросети сводится к тому, что единственным плательщиком за коммунальные ресурсы, причем в полном объеме, может являться только собственник. Никто кроме самих собственников не должен нести бремя ответственности за обслуживание внутридомовых сетей дома и оплату, возникшую в качестве небаланса по приборам учета.
Износ технической инфраструктуры дома - нормальное следствие эксплуатации имущества. А поскольку собственники жилья должны выделять средства на обслуживание, замену и ремонт внутридомовых сетей (по аналогии с платежами за капремонт), было бы логично ввести такую плату с привязкой к квадратным метрам жилой площади. То есть в том формате, который сейчас предполагает введение "нового" ОДН и который рассматривался изначально законодателями, как средства для финансирования общедомовых нужд.
Новый ОДН не должен подменять небаланс – жильцы не просто должны, они обязаны в силу обладания имущественными правами тратить деньги на обслуживание своей собственности. Это целевые траты и они не могут быть приравнены к текущему расходу ресурсов. При этом мы не исключаем вероятность того, что "новый ОДН" выступит в роли дополнительной строки в квитанции и будет предъявляться жителям не вместо, а помимо общей платы.
Самое важное - в нашем Telegram-канале