Как стать консультантом по наведению порядка
— Я отучилась на консультанта по наведению порядка год назад. Сейчас это для меня больше хобби, чем способ заработка, хотя люди иногда обращаются ко мне в Instagram, и я им помогаю. Многие приходят на курсы, чтобы организовать свой дом. Но все больше тех, кто делает это своей профессией, ведь спрос на такие услуги растет. В зависимости от предпочтений клиента консультант может выехать на дом или провести организацию онлайн.
Раньше я работала управляющей магазином, у меня экономическое образование, а сейчас я мама в декрете, два года назад родился мой второй ребенок. Его появление как раз и стало стимулом для того, чтобы обратить более пристальное внимание на свой дом.
В некоторых странах консультант по наведению порядка — полноценная профессия. Она популярна в США и Японии. У нас в классификации профессий такой пока что нет, но само занятие набирает популярность.
Юлиана Мызникова из Краснодара первой стала продвигать эту тему в России. Она окончила англоязычные курсы и основала Ассоциацию русскоговорящих профессиональных организаторов. Там я и училась полтора месяца.
Чем наведение порядка отличается от уборки
— Многие люди путают наведение порядка и клининг (обычную уборку). На самом деле это совершенно разные понятия. Наведение порядка подразумевает избавление от ненужного хлама и удобное хранение оставшихся вещей. А уборка — борьба с пылью и грязью.
Еще порядок — это про отношения тех, кто живет в доме, про личные границы и зоны ответственности. Вы можете распоряжаться только своими вещами, не затрагивая полки членов семьи без их согласия.
Одно из моих открытий: когда наводишь порядок, по полочкам раскладываются не только вещи, но и мысли! В детстве многих из нас родители заставляли убирать одежду, игрушки, что вызывало сопротивление, негативные эмоции. Все они улетучиваются, когда создаешь свою собственную систему, удобную именно тебе. Бонусом получаешь доступ к двум ценнейшим ресурсам — свободному пространству и времени.
Когда родился сын, мы жили в очень маленькой квартире. В этот период я основательно расхламилась и обнаружила, что в шкафу остались две свободные полки. Тогда поняла, что порядок можно навести в любом, даже небольшом помещении.
Суть не в том, чтобы разложить все по красивым коробочкам и развешать по вешалкам. Я стремлюсь сделать пространство для конкретного человека комфортным. Разбираясь в своих отношениях с окружающими тебя предметами, можно многое понять о себе и даже полностью изменить жизнь.
Хлам в шкафах влияет на наше самочувствие, мировосприятие, отнимает энергию, потому что мы так или иначе думаем о нем. И красивые фасады здесь не спасают.
Порядок нельзя навести раз и навсегда. Мы меняемся, поэтому на разных этапах жизни он будет другим.
Ключевые принципы порядка: с чего начать их внедрение
— Страной порядка считается Япония. Там живет Мари Кондо, автор бестселлера на эту тему. Также в этой стране еще 60 лет назад сформулировали универсальные принципы, которые работают во всех сферах, — это система бережливого производства компании Toyota. Ее придумали для бизнеса, но она пригодна и в быту.
Там есть известные принципы 5S:
- избавление от ненужного,
- систематизация нужного,
- установление правил поддержания порядка,
- формирование привычки к порядку,
- постоянное совершенствование системы.
На наведение порядка может уйти разное время — от месяца до года. Это зависит от масштаба жилплощади, количества вещей, мотивации человека и имеющегося у него запаса свободного времени. Процесс этот небыстрый, иногда непростой. Чтобы разобрать один обычный шкаф, в среднем требуется часа четыре.
Начинать можно с разных точек. По моему мнению, легче всего с прихожей — там мало вещей, к которым мы привязаны эмоционально. Это пространство можно изменить довольно быстро, получить опыт, навыки, первое удовольствие и заряд мотивации, а затем приступать к более «сложным» комнатам.
Этап первый. Расхламление пространства
— Лишние вещи упорядочивать бесполезно. Избавление от них, возможно, самый сложный этап.
Как понять, что у вас лишнее? Есть разные методики. Мари Кондо рекомендует брать в руки каждый предмет и спрашивать себя, приносит ли он вам радость. Можно задавать и более приземленные вопросы: когда я пользовалась этой вещью в последний раз? Почему я ей не пользуюсь? Есть ли у меня аналоги этой вещи? Знаю ли я о существовании тех вещей, которые лежат у меня на антресолях?
Например, у вас в гардеробе пять почти одинаковых футболок, но четыре вы носите, а пятая просто лежит на полке. Что с ней не так?
Некоторые люди боятся избавляться от ненужных вещей — «вдруг пригодится», «вдруг потом не смогу купить». Кому-то жаль потраченных денег — «я купила это платье за большую сумму, как его выбросить». Некоторые испытывают чувство вины — «подруга подарила миксер, он мне совсем не нужен, но избавляться неловко».
Со всеми этими установками нужно работать. Например, чувство вины можно преодолеть, если изменить отношение к подаркам. Они доставляют вам радость в момент дарения, а потом вы просто становитесь собственником вещи и можете делать с ней то, что захотите. Это никак не связано с дарящим и вашими отношениями. Вы получили положительные эмоции, а потом и пользу от предмета так, как вам удобно.
Часто людям сложно выбросить вещи, которые связаны с воспоминаниями. Хранить их можно. Но если они занимают полшкафа, то это очевидный перебор.
Есть и те, кто легко расстается с вещами. Иногда это свойство характера, а порой подталкивают обстоятельства — переезд, свадьба. В жизни наступает новый период, и человек не хочет брать с собой лишнее.
Этап второй. Упорядочивание вещей
— Некоторым людям сложно систематизировать оставшиеся вещи. Найти для каждой из них место — это не просто разложить все по полочкам. Нужно, чтобы предмет было легко достать и положить обратно. Если такое условие не соблюдается, то беспорядок возвращается довольно быстро. Отсюда и неудачи — «я попробовала, но через какое-то время все стало по-прежнему».
Необходимо рассортировать вещи по категориям. Например, если вы занимаетесь выпечкой, то лучше, чтобы вся кухонная утварь, для нее предназначенная, лежала в одной коробке. Достали ее, и вам не придется собирать отдельные предметы по кухне.
Когда сортировка завершена, нужно подобрать удобные формы хранения и органайзеры для вещей. Вы сложите их на полки? Найдете для них коробки? Что-то повесите на плечики?
Одна из «вечных проблем» — хранение мужских носков. Мой муж раньше часто покупал новые, потому что не мог разобраться в имеющихся. Все лежало в его ящике кучей. Сейчас мне несложно раскладывать ему носки по парам, причем я не заморачиваюсь с тем, чтобы они лежали идеально. Но даже так намного удобнее. И у него самого теперь рука не поднимается складывать их как попало.
Если у вашего мужа все носки черные, то можно сразу формировать из них пары: положить один в другой и закинуть в машинку в таком виде. Либо, когда дресс-код позволяет, купите цветные носки — с ними проще.
Хорошо, когда ваш шкаф удобно спроектирован. Обычно мебельщики продают стандартные решения. Если вы заказываете новый, то лучше заранее сделать чертеж и продумать все полки. Например, измерить длину вещей, которые хранятся на плечиках. Так вы определите высоту соответствующего отделения. Какой оптимальный размер полки для вас? А глубина выдвижных ящиков?
Уже имеющийся шкаф можно попробовать видоизменить. Использовать органайзеры, коробки для хранения, добавить или убрать полки.
Этап третий. Поддержание порядка
— Обычно, когда вы навели свой собственный порядок, то поддерживать его легко и удобно. Тем не менее некоторые привычки придется изменить. Ключевой момент — приучить себя складывать вещи на их места. Это нужно делать всегда.
Еще, скорее всего, придется пересмотреть потребительские привычки, отучиться покупать лишние и ненужные вещи. Количество спонтанных эмоциональных покупок должно сократиться. Как правило, это происходит само собой.
На этом этапе нужно помнить, что поддержание порядка — процесс творческий. Вы всегда можете что-то оптимизировать или улучшить, если посчитаете нужным. И даже если в каких-то зонах вашей квартиры сейчас беспорядок, вы можете решить, что вам в данный момент так удобно. А когда ситуация изменится, разобрать тот самый угол.
Как меняется жизнь после наведения порядка
— Когда человек начинает упорядочивать свои вещи, ему хочется всех вокруг убедить в том, что так жить лучше. Это случилось и со мной. Я пересчитывала полотенца у мамы и говорила ей: «Мама, у тебя 42 полотенца, зачем тебе столько?»
Нашла у нее в антресолях кучу ненужных вещей. Самая абсурдная — стеклянный многоразовый советский шприц с иглами. Их стерилизовали, перед тем как использовать. Убеждала ее, что все надо выбросить. Понятное дело, мама сопротивлялась.
Мне потребовалось время, чтобы принять тот факт, что я могу разбираться только со своими вещами, а близким помогать, если они сами попросят и позволят. Пока человек не осознает, что ему это нужно, бессмысленно на него давить.
Часто спрашивают: как заставить детей навести порядок? Передо мной этот вопрос больше не стоит: никак. Моей дочери 12 лет, и она сама отвечает за порядок в ее вещах. Однажды мы с ней обсудили эту тему, она выбрала формы хранения, которые ей нравятся, и следует своим же правилам. В каких-то ящиках у нее все лежит в куче, где-то аккуратно висит — я в это не вмешиваюсь. Это ее вещи, ей так удобно.
Когда я отпустила ситуацию и стала уважать выбор членов моей семьи, их поведение потихоньку стало меняться само собой. Они смотрели, что я делаю, и начинали использовать какие-то приемы и для своих вещей. А родители в конце концов выбросили старую мебель — для них это был серьезный шаг — и даже сделали ремонт.
У моих клиенток тоже происходят позитивные перемены. Я помогла навести порядок своей знакомой из Иркутска — она мама с тремя детьми, в квартире был кавардак. В итоге старшие дети с удовольствием приняли участие в процессе, произошла своего рода сближающая и полезная игра. А через какое-то время эта семья переехала в Питер.
Другая клиентка долго не могла продать квартиру, а ко мне обратилась, чтобы я помогла ей превратить кладовку в гардеробную. Оказалось, что там хранятся вещи членов семьи, которые с ней не живут, — сноуборд сына, бытовая техника сестры. Она все их вернула владельцам. Вскоре квартиру продала и переехала.
Кстати, и у меня сработало: после того как я навела порядок в старой квартире, мы купили новую и сейчас делаем там ремонт.
Лайфхаки для порядка
- Минимализм не для всех. Если у вас в доме много вещей, все они вам нравятся и чем-то полезны, оставляйте их. Кому-то нравятся пустые поверхности, а кому-то заполненные.
- В порядке главное — удобство. Когда вы его достигнете, начнет проявляться и красота.
- Порядок можно навести в квартире любого размера, даже если вы живете в хрущевке с детьми. Нужно использовать все пространство — до самого потолка.
- То, чем пользуетесь постоянно, держите под руками, остальное — подальше. Это правило особенно хорошо работает на кухне.
- Антресоли не место для хлама. Там нужно хранить то, что вы используете. Например, несезонные вещи.
- Пусть на полке лежит столько вещей, сколько вам удобно. Например, на одной у меня пять джемперов. Я знаю, что если положу туда 8 или 10, будет уже некомфортно, потому не делаю этого.
- Творческий беспорядок — это скорее отговорка. Человек просто еще не дошел до точки кипения, разбираясь в нем.
Самое важное - в нашем Telegram-канале