Происшествия

25 лет гибели «Курска». Хроника событий

Ровно 25 лет назад, 12 августа 2000 года в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-141 «Курск».

Мемориал морякам-подводникам, часть атомной подводной лодки "Курск".
Мемориал морякам-подводникам, часть атомной подводной лодки "Курск".
Christopher Michel в flickr.com

Погибли все 118 подводников, принимавших участие в учениях. Прошло больше недели с аварии до момента, когда по телевидению сообщили о гибели крейсера, напоминает «Коммерсантъ».

ЧП произошло а глубине 108 метров.

Задание и взрыв

«Курск» вышел в море 10 августа 2000 года. Командовал судном капитан I ранга Геннадий Лячин.

Экипажу предстояло выполнить учебно-боевое задание недалеко от Кольского залива: провести пуск крылатой ракеты и учебную торпедную стрельбу по отряду боевых кораблей. На борту находились 24 ракеты «Гранит» и 24 торпеды.

Субмарина должна была условно обстрелять эскадру во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» и флагманом флота, атомным крейсером «Петр Великий».

Однако за 12 минут до начала стрельб гидроакустика зафиксировала звук взрыва.

После того, как в назначенное время не случилось торпедных атак, а с «Курска» не отчитались о результатах выполнения учебно-боевых задач, стало понятно, что произошло ЧП, указывает 360.ru.

В воздух подняли вертолеты, радисты постоянно запрашивали экипаж субмарины. Но в ответ — тишина. На следующий день подлодку обнаружили на дне.

На корме

После взрыва командир турбинной группы дивизиона движения седьмого отсека капитан-лейтенант Дмитрий Колесников успел вывести оставшихся в живых 23 моряка на корму турбинного зала. Но они не спаслись — погибли через восемь часов после взрыва.

Водолазы

В октябре 2000 года американские и российские водолазы вскрыли корпус «Курска». Они нашли тела капитана и еще 11 подводников. Все этапы операции по подъему подлодки заняли год — до осени 2001-го. В операции задействовали около 120 компаний из 20 государств, а ее стоимость превысила 70 млн долларов.

Для подъема разработали специальное оборудование, в том числе создали гигантские понтоны, провели сложные технические расчеты.

Версии произошедшего

Рассматривалось 18 рабочих версий, из которых наиболее реальными были следующие:

  • попадание торпеды или ракеты с другого корабля;
  • столкновение с подводным или надводным кораблем;
  • диверсия;
  • террористический акт;
  • подрыв на мине времен Великой Отечественной войны;
  • нештатная ситуация с вооружением «Курска».

«Черные ящики»

Во время расследования трагедии выяснилось, что «черные ящики» подлодки в день аварии были отключены вопреки регламенту.

Кроме того, на «Курске» не была включена сигнализация аварийного буя (с него даже не сняли заводское крепежное устройство) и несколько лет была отключена система аварийного выброса антенны.

Гибель «Курска» стала крупнейшей катастрофой в истории российского подводного флота.

Причина трагедии

Официальная причина трагедии — взрыв торпеды. Почему это произошло — до сих пор неизвестно, пишет yamal-media.ru.

Расследование уголовного дела завершили 22 июля 2002 года.

«Лиц, виновных в катастрофе АПРК «Курск», сопряженной с гибелью 118 человек, находившихся на борту крейсера, нет», — написано в постановлении старшего следователя по особо важным делам Главной военной прокуратуры Артура Егиева.

Президент РФ Владимир Путин в марте 2018 года подчеркнул, что причиной катастрофы атомной субмарины «Курск» стало «общее плачевное состояние вооруженных сил». Глава государства отметил, что поначалу даже не были понятны масштабы той страшной катастрофы.

Подпишитесь на Алтапресс в Телеграме и в Max

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость