Напомним, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) опубликовало на своем сайте официальный отчет о серьезных нарушениях полета пилотом вертолета. По мнению расследователей, эти нарушения могли повлиять на развитие случившейся авиакатастрофы. По мнению членов АОПА-России, ни один из факторов, приведенных Росавиацией, не мог повлиять на развитие авиационного происшествия, случившегося 12 февраля над акваторией Телецкого озера, куда рухнул вертолет Robinson R 66.
Члены АОПА-России считают необходимым опубликовать свою точку зрения на выдвинутые "предположения" Росавиации.
По поводу медосвидетельствования пилота Дмитрия Ракитского
Дмитрий Ракитский имел медицинское заключение 1-го класса (выдается на год, — прим.ред), срок действия истек за несколько дней до авиационного происшествия. Для выполнения этого полета было достаточно медзаключения второго класса, которое при меньшем объёме медицинских обследований и сниженных требованиях к состоянию здоровья, выдаётся на срок в два года. Таким образом, уверены члены АОПА, состояние здоровья командира воздушного судна соответствовало требованиям воздушного законодательства для выполнения данного полёта.
О поплавках на вертолете
Пунктом 3 раздела "Дополнительные условия, ограничения и информация для R66" карты данных к сертификату типа СТ337-R66, выданного Межгосударственным авиационным комитетом (МАК), установлено, что "Полеты над водной поверхностью без установленных поплавков на удалении от береговой черты, превышающем дистанцию планирования на режиме авторотации, запрещены". В соответствии с руководством по летной эксплуатации (РЛЭ) вертолёта R66 аэродинамическое качество при авторотации составляет 5.5:1.
"Ширина Телецкого озера в месте авиапроисшествия составляет 3 км. Таким образом, даже в середине озера было достаточно находиться на высоте 270 метров, чтобы безопасно совершить посадку в режиме авторотации на берег озера. Это обычная высота полёта, что, в соответствии с картой данных, делает поплавки не обязательными для такого полёта. Исходя из логики Росавиации, любой полёт, пересекающий реку или иной водоём, без наличия поплавков на вертолёте Robinson R-66, невозможен", — пишут подписанты.
Однако, опубликовавшие заявление, видимо, забыли упомянуть, что в руководстве по летной эксплуатации этого типа воздушного судна сказано (в дополнительных условиях и ограничениях для R66, источник — МАК, прим.ред), что "полеты над обширными водными пространствами запрещены". В этих же допусловиях сказано, что на вертолете, предназначенном для регулярных коммерческих перевозок, должен быть установлен бортовой самописец.
О запрете полетов над заповедником
По мнению сделавших заявление, сотрудник заповедника разрешил посадку вертолёта на кордон и последующий взлёт. И действующее воздушное законодательство не предусматривает обязанности экипажа выяснять внутренние процедуры выдачи разрешений у персонала заповедника. "Так же, как и автомобилист не должен получать разрешение проехать перекрёсток у главы МВД, а достаточно указания сотрудника ГИБДД", — отмечается в заявлении пилотов.
Тем не менее, сотрудники Западно-Сибирского следственного управления на транспорте СК РФ заявили altapress.ru, что полет в заповедной зоне — нарушение российского законодательства. По словам директора программы WWF России по сохранению биоразнообразия Владимира Кревера, пилот вертолёта грубо нарушил законодательство о запрете нахождения на территории Алтайского биосферного заповедника. Руководство заповедника могло разрешить такой полёт, если он был бы необходим для обеспечения жизнедеятельности особо охраняемой природной территории.
Также местные жители утверждают, что посадка и взлет вертолета с предпринимателем Анатолием Банных на борту с кордона Кокши 12 февраля была не единственной.
Об отсутствии уведомления о полете
Пилоты, выполняющие полёты в месте авиапроисшествия, подтверждают отсутствие двусторонней УКВ-связи с органами обслуживания воздушного движения (ОВД), на высотах до 2000 метров. Это воздушное пространство обслуживается местным диспетчерским пунктом (МДП) "Барнаул", входящий в состав филиала "Аэронавигация Западной Сибири", ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", подведомственного предприятия Росавиации.
"Федеральные правила использования воздушного пространства (ФП ИВП), действовавшие на момент авиационного происшествия, позволяли производить уведомление по радиосвязи, при этом ответа на уведомление ФП ИВП не предусматривают. С учётом того, что уведомление могло быть выполнено и без получения ответа от местного диспетчерского пункта (МДП), утверждение, что уведомление не было направлено, является голословным. Также известно, что получение или неполучение уведомления органом ОВД не послужило фактором в развитии происшествия — о событии сообщил свидетель", — говорится в заявлении.
По мнению расследователей от АОПА-России, ни один из упомянутых факторов не мог повлиять на развитие авиационного происшествия. "Мы предлагаем относиться с уважением к законодательству Российской Федерации, работе комиссии по расследованию, а также к памяти попавших в катастрофу и воздержаться от преждевременных популистских заявлений до окончания официального расследования", — подытоживают подписанты ассоциации. Однако ни фамилий, подписавшимся под заявлением, ни количества пилотов "за" такие выводы в тексте документа нет.
Также в заявлении сказано, что "информация, опубликованная Росавиацией, не более, чем домыслы и циничное жонглирование фактами. Считаем, что публикация заявления — попытка давления на общественное мнение с целью создания негативного отношения к погибшим в данной катастрофе, а также является попыткой давления на Комиссию по расследованию авиационного происшествия".
Справка
На борту вертолета находились: шеф-пилот Heliport Istra Дмитрий Ракитский, его жена Елена, алтайский бизнесмен Анатолий Банных, гендиректор Heliport Moscow Мария Козинцева, известный бейсджампер Глеб Вореводин. 13 февраля обнаружили тело одной из пассажирок. После опознания выяснилось, что это Елена Ракитская, жена пилота. Впоследствии были найдены некоторые фрагменты, предположительно, упавшего в озеро вертолета.
Факт
Для проведения поисково-спасательной операции было привлечено 5 воздушных судов, 36 единиц наземной техники, 7 единиц плавсредств и 152 человека. Авиационной группировкой было выполнено 49 полетов, налет составил более 66 часов.
Самое важное - в нашем Telegram-канале