Происшествия

Владельцы "Бахетле" пытались приобрести скандально известный "Киа Центр Барнаул"

Около половины обманутых клиентов и прокуратура подали апелляции на оправдательный приговор директору автоцентра "Киа Центр Барнаул" Антону Ковалеву. Они недовольны тем, что Индустриальный районный суд не нашел признаков мошенничества со стороны руководства автоцентра. Также выяснилось, что проблемный актив собирались приобрести владельцы барнаульского "Бахетле".

"Киа Центр Барнаул".
"Киа Центр Барнаул".
Дмитрий Лямзин

По уточненным данным, потерпевшими по делу выступали 67 человек. Все они с мая 2010 по апрель 2011 года внесли либо частичную, либо полную предоплату, но в итоге автомобили так и не получили. Общая сумма ущерба превышает 30 млн рублей.

Антон Ковалев был управляющим директором автосалона и решал все финансовые вопросы компании. Правоохранители обвинили его в мошенничестве в особо крупном размере. Следователи и прокурор считают, что Ковалев в какой-то момент решил присвоить деньги клиентов.

Сам Ковалев объяснил произошедшее ростом издержек на содержание автосалона и политикой поставщика — "Киа Моторс Рус". Защита подчеркивала, что проблемы "Киа Центр Барнаул" начались в тот момент, когда в Барнауле появился второй дилер этой корейской марки — компания "Реал". Ее основной владелец — москвич Сергей Успенский (известный российский автогонщик, 6-кратный чемпион России по ралли. — Прим. ред.) имеет долю в бизнесе "Киа Моторс Рус".

Антон Ковалев (справа).
Дмитрий Лямзин

Ковалев заявил, что условия работы с "Реалом" у поставщика были мягче, чем с ним. Так, с "Киа Центр Барнаул" стали требовать 100%-ную предоплату на все автомобили, сократили поставки востребованных моделей и снизили срок рассрочки за машины. Более того, заставили потратиться на новое оформление автосалона, купить большую партию невостребованных в Барнауле запчастей, а также расширить площади.

Официальные представители "Киа Моторс Рус" заявили, что со всеми дилерами работают на одинаковых условиях. Они сообщили, что "Киа Центр Барнаул" не раз допускал просрочки по оплате поставленных автомобилей. Кроме того, клиенты салона жаловались на затягивание сроков поставки оплаченных машин. Поэтому в середине апреля 2011 года дистрибьютор расторг дилерский договор с "Киа Центр Барнаул".

Антон Ковалев.
Дмитрий Лямзин

Работники автосалона в суде рассказали, что Ковалев, а также его брат и жена (учредителями фирмы были именно они) периодически брали в кассе деньги на подотчет, или же оформляя их как займы. Зай­мы бывали миллионными. Часть из них возвращалась, но не все. По данным экспертизы, в качестве зай­мов физлицам и другим компаниям из кассы выдано 40 млн рублей, возвращено 27 млн.

По словам Ковалевых, выданные из кассы деньги тратились на нужды автосалона — на арендные, коммунальные и другие платежи, на покупку тестовых машин и т. д.

В итоге судья Ольга Огнивенко пришла к выводу, что у Ковалева не было умысла похитить деньги клиентов. Ее аргументация: он брал из кассы не те суммы, которые вносили покупатели. И он брал деньги из обезличенной массы, а не чьи-то конкретные. При этом оплата за авто не прекращалась, хотя деньги новых клиентов часто шли на оплату предыдущих заказов.

Также судья учла, что некоторым клиентам автосалон деньги все же вернул. Кроме этого, Ковалев нашел инвестора в свой автобизнес. Им должны были стать братья Насоленко из Новосибирска, открывшие в Барнауле магазины "Бахетле". Они готовы были выплатить долги перед клиентами салона и дальше развивать дилерский центр. Братья планировали окупить вложения через 3 года.

Евгений и Виталий Насоленко.
Анна Зайкова

Виталий Насоленко,
совладелец барнаульского магазина "Бахетле":

Я неоднократно связывался с представителями корпорации КИА, однако в предоставлении статуса официального дилера мне отказали без объяснения причин.

"Суд приходит к выводу о том, что в данном случае в силу рискового характера предпринимательской деятельности возникли обстоятельства, которые обусловили неисполнение договорных обязательств перед клиентами, — говорится в решении судьи. — добросовестно заблуждался относительно своих возможностей, полагая, что экономическое и финансовое положение компании стабилизируется".

Обманутые клиенты автосалона могут взыскать деньги с компании Ковалева в гражданском порядке, но перспектив идти по этому пути они не видят: здание автосалона находится в залоге у Сбербанка, другого имущества у предпринимателя не осталось. По данным altapress.ru, на оправдательный приговор подали апелляцию около 30 потерпевших.

Автомобили в автосалоне
Дмитрий Лямзин

Комментарий эксперта

Павел Сенченко,
директор автосалона "Lifan АГАС":

Отголоски истории с "Киа Центром" ощущаются до сих пор: люди боятся вносить предоплату. Отчасти из-за этого она у нас не превышает 10 тыс. рублей. Практика, когда дилер просит предоплату на поставку авто, которого нет в наличии, или на выкуп ПТС, достаточно распространена. Обычно ответственность за возврат этой суммы с автосалоном делит и дистрибьютор: в его интересах, чтобы клиент остался лоялен. Как обезопасить себя? Можно и нужно договариваться на минимальную сумму предоплаты, внимательно читать условия договора и вносить в него штрафные санкции со стороны дилера за просрочку поставки. Если менеджеры будут говорить, что типовой договор нельзя изменить — не верьте, условия корректируются.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость