Владимир Рыжков. Браконьерство в законе (The Moscow Times, 21 января 2010):
Ровно год назад, утром 9 января 2009 года, глава Республики Алтай Александр Бердников лично провожал группу высокопоставленных браконьеров, среди которых были полномочный представитель президента в Государственной Думе Александр Косопкин и вице – премьер Республики Анатолий Банных, с туристической базы РАО ЖД "Турсиб" на берегу Катуни. "Охотники" вылетели бортом вертолета МИ-171 авиакомпании "Газпромавиа" в направлении монгольской границы в Кош-Агачский район республики Алтай. Официальной целью полета в разрешении значились "авиационные работы". В полдень вертолет, опасно снизившись на склоне горы Черная для того, чтобы забрать туши застреленных с воздуха животных, зацепил лопастями землю и рухнул. Погибли 7 человек, в том числе и полпред президента Косопкин.
После обнаружения и спасения выживших, выяснилось, что браконьеры расстреливали с борта вертолета алтайских горных баранов – архаров, которые занесены в Красную книгу России, и охота на которых категорически запрещена, являясь уголовно наказуемым преступлением. В телеграмме Росавиации от 19 января 2009 г. картина произошедшего описывалась таким образом: ""Фактически вертолет снизился до недопустимо малой высоты бреющего полета и начался поиск и отстрел с земли и вертолета диких животных. При очередном заходе для взятия подстреленного животного, вертолет столкнулся со склоном горы".
"Царская" браконьерская охота вызвала огромный общественный резонанс. Уже 15 января 2009 г. Всемирный фонд дикой природы и Гринпис направили обращение в Генеральную прокуратуру РФ с требованием выделить браконьерскую охоту на архаров в отдельное уголовное дело. 4 февраля ассоциация общин коренных и малочисленных народов Кош-Агачского района обратилась с аналогичным требованием к президенту Медведеву и премьер-министру Путину, а также предложили дать моральную оценку факту браконьерской охоты высокопоставленных чиновников. 22 февраля в Горно-Алтайске прошел массовый митинг жителей республики с требованиями привлечь к ответственности виновных и пресечь систему организации браконьерских охот в регионе. Несколько митингов состоялись и в Москве. 29 марта на новом митинге в Горно-Алтайске собрались 800 человек, на котором руководство республики было прямо обвинено в ответственности за организацию браконьерских охот. 29 сентября на сессии республиканского парламента Эл – Курултая большинством голосов депутатов было принято обращение к Генеральному прокурору Юрию Чайке с просьбой предоставить информацию о ходе расследования уголовного дела.
С самого начала правоохранительные органы крайне неохотно занимались этим скандальным делом. Только 21 апреля Главным следственным управлением Следственного комитета было возбуждено уголовное дело по факту незаконной охоты (ст. 256 УК РФ). Дело соединили в одно со следствием по факту нарушения правил безопасности при управлении воздушным судном (ч. 3 ст.263 УК РФ). После чего о деле долго не было ничего слышно. 15 сентября в Барнауле находился Генеральный прокурор России Юрий Чайка. Его спросили о том, как продвигается следствие, но он вопрос проигнорировал.
6 ноября 2009 г. разразился новый громкий скандал. На сессии Эл-Курултая в Горно-Алтайске был зачитан официальный ответ на сентябрьский депутатский запрос за подписью председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ Александра Бастрыкина. Внезапно выяснилось, что резонансное уголовное дело, за которым следила вся страна, было тихо закрыто еще 11 августа 2009 года, в связи с тем, что "все лица, подлежащие привлечению к уголовной ответственности по данному уголовному делу…в результате крушения вертолета погибли".
По версии следствия, на борту злополучного вертолета находилось две группы людей с совершенно разными интересами. Одни "совершали активные действия по выслеживанию с целью добычи, преследованию и добыче (отстрелу) зверей, охота на которых полностью запрещена, - алтайских горных баранов, в результате чего был причинен крупный ущерб – добыты три особи этого животного, занесенного в Красную книгу Российской Федерации". Отстрел архаров шел "с борта воздушного судна".
Вторая же группа пассажиров, по мнению следователей, никакого отношения к охоте не имела, беззаботно любуясь красотами зимнего Алтая и не обращая никакого внимания на грохот стрельбы, звон отстреливаемых гильз и бешеные маневры вертолета, преследующего стадо беззащитных животных на низкой высоте, с открытой дверью.
Следствие "достоверно установило", что незаконной охотой занимались только погибшие Каймин, Вялков, Ливишин, Баяндин и Подопригора. А погибший кремлевский сановник Косопкин, выходит, прилетел из далекой Москвы всего лишь полюбоваться зимними видами Алтая. По версии следствия, не охотился и никто из тех, кто остался в живых, в том числе Анатолий Банных, с которым пресса связывала частную фирму, оплатившую аренду вертолета.
Браконьерами объявили тех жителей Алтая, которые были привлечены к практической организации браконьерской "царской охоты" и к развлечению высокопоставленных стрелков. В. Каймин возглавлял республиканский комитет по охране животного мира и на протяжении ряда лет организовывал подобные охоты для высоких чиновников. На Алтае его называли "главным браконьером" республики. В. Подопригора был легендарным пилотом вертолетов, хорошо знавшим Алтайские горы – его взяли для лучшей ориентировки на местности. Василий Вялков был на борту не с ружьем, а с гармошкой – его привлекли развлекать московских гостей. Он являлся руководителем народного ансамбля "Ярманка", заслуженным артистом Республики Алтай. Единственный чиновник, который попал в список обвиняемых, и который также погиб – С. Ливишин из управления внутренней политики администрации президента.
Таким образом, следствие сознательно вывело из-под удара главного из охотников – А. Косопкина, а также наиболее вероятного организатора всей затеи – А. Банных, который отделался легким испугом – он был отправлен в отставку с поста вице-премьера республиканского правительства. При этом были полностью саботированы ключевые вопросы: сколько было на борту оружия? На кого оно было зарегистрировано и было ли зарегистрировано вообще? Из какого и чьего оружия велась стрельба и каким оружием были убиты обнаруженные животные? Как именно следствие "достоверно" установило, что выжившие и А. Косопкин не имели отношения к браконьерской охоте? Не было ли в факте найма воздушного судна частной фирмой для охоты госчиновников признаков коррупционного преступления? Нарушал ли вертолет государственную границу, о чем говорят свидетели на монгольской стороне? Был ли причастен к организации браконьерской охоты глава республики А. Бердников и другие должностные лица?
После скандала на сессии Эл-Курултая Следственный комитет вынужден был вновь возобновить закрытое было уголовное дело – это произошло 11 ноября 2009 года. Однако надежды на справедливость у жителей республики почти не осталось. Министр природных ресурсов и экологии России Юрий Трутнев прямо сказал, что усматривает в затяжке уголовного дела и замалчивании многих фактов признаки "круговой поруки".
Тем не менее, 12 января 2010 года Александр Бердников был переутвержден Главой Республики Алтай на второй срок – по представлению президента Д. Медведева. Сергей Михайлов, главный редактор независимого алтайского издания "Листок", говорит, что тем самым Владимир Путин и Дмитрий Медведев "просто плюнули в лицо многим жителям Республики Алтай". А духовный лидер алтайцев Акай Кыныев сказал, что "переназначение Бердникова - это дискредитация институтов власти, вплоть до института президентства".
Все заявления президента Медведева о модернизации и верховенстве закона, о равенстве всех граждан перед законом, остаются, как это наглядно видно из истории "дела архаров", обычной демагогией. Переназначение А. Бердникова и саботаж уголовного дела о браконьерской охоте на Алтае подтверждают также свежие выводы "Фридом Хаус" о том, что 2009 г. стал для России годом дальнейшего усиления репрессивного авторитаризма с характерными для него пренебрежением к общественному мнению и нарастающим правовым произволом и беззаконием.
Самое важное - в нашем Telegram-канале