Законопроект о риэлторской деятельности был внесен фракцией "Справедливая Россия", повысившей перед выборами законодательную активность. Правительство документ уже отклонило: сейчас эта отрасль и так регулируется Уголовным, Гражданским и Административным кодексами, также создана саморегулируемая организация (СРО). Законопроект находится на рассмотрении в Госдуме, но его шансы практически нулевые, говорят эксперты.
Однако, считает президент СРБ Марина Ракина, рано или поздно такой закон появится: "В 2002 году отменили лицензию на риэлторскую деятельность. В 2010 году нам предложили создать саморегулируемую организацию, но в нее вошли далеко не все участники рынка недвижимости. Законом не запрещено одному гражданину оказывать другому услугу по продаже или покупке квартиры. Постоянно резонирующие истории доказывают, что нам нужен свой закон".
Действительно, еще свежа в памяти история АН "Соседи". Ее руководитель Маргарита Семенюк предложила обмен квартиры на дом. Желающим предлагали оформить залог квартиры в пользу некого застройщика-инвестора. По факту пострадавшие в регцентре подписывали договор купли-продажи. В 2015 году Семенюк осудили, пострадала 21 семья, они не смогли вернуть ни жилье, ни деньги.
Сегодня в общественных местах города можно встретить листовки с предупреждением о работе мошенников, сдающих квартиры в аренду, затем расторгающих разговор и не возвращающих деньги в полном объеме.
Кроме того, что закон о риэлторской деятельности должен препятствовать незаконным схемам, он, ожидают участники рынка, должен урегулировать и вопрос вознаграждения посредников. В одних агентствах по сделке работают риэлтор, юрист и технический персонал. Другие представляют собой лишь группу риэлторов, которые объединяются под вывеской АН, а по сути каждый работает на себя. В последнем риэлтор один сопровождает клиента, качество его услуг ниже, и есть возможность демпинговать.
Сколько разного рода агентств, оценить можно только приблизительно. По оценкам Игоря Мякишева, главного редактора сайта "Недвижимость Алтай", около 35–38% от всего объема объявлений подают члены СРБ. 5% размещают частные лица, остальные — зарегистрированные агентства или ИП.
Однако предложенный законопроект участники круглого стола приняли с опаской или даже откровенно негативно. В нем не дано элементарных понятий: кто такой риэлтор, брокер, что такое "риэлторская услуга". А это дает возможность манипулировать ситуациями, считает Нелли Гуторова, руководитель АН "Аруса Белокуриха".
При этом законопроект предлагает создать компенсационный фонд для пострадавших от деятельности риэлторов и сформировать надзорный орган. Такая перспектива также не радует сообщество. "У СРБ есть комитет по этике, но он фактически не работает, потому что нет обращений пострадавших, — комментирует Константин Никитеев, руководитель АН “Ключ-Риэлт”. — Это говорит о качестве услуг наших агентств. Если этот, да и любой другой закон примут, то мы понесем дополнительные затраты. Плюс будет проверяющая структура, обязанная находить недочеты в нашей работе. А те, кто работал сам по себе, вновь окажутся за рамками закона".
Никитеев полагает: лучше, если к чистоте рынок придет эволюционным путем. Как раз этим занимается СРБ. В состав Союза входят 38 из 150 агентств недвижимости края. В конце прошлого года он запустил мультилистинговую систему для размещения только реальных объявлений своих агентств. Кроме того, создан Единый центр продажи недвижимости, который заключил договор с застройщиками и аккумулировал у себя их базу предложений. Риэлторы агентств дежурят в центре по утвержденному графику и консультируют клиентов.
Но даже такие реальные шаги пока не дают желаемого результата, признают члены СРБ. "В погоне за клиентом агентства, бывает, очерняют друг друга. У нас нет договоренности по размеру вознаграждений. Закон, регулирующий нашу деятельность, нужен. Но для начала нам самим нужно определить, чего мы хотим", — говорит Ольга Чайникова, руководитель АН "7 этаж".
Мнение эксперта
Геннадий Малков,
руководитель АН "Дом":
Нужно создать такие условия, которые сделают работу маклеров невыгодной, и они сами начнут работать по общим стандартам. Главное — договориться о комиссии за оказанные услуги. Все остальное вроде обучения — это второстепенное. Например, в США комиссию платит только продавец. По заключению сделки ее поровну делят между посредниками обеих сторон. Таким образом, все покупатели, а за ними и продавцы оказываются у риэлтров, работающих по правилам. Но мы должны договориться, что система будет работать именно так.
Самое важное - в нашем Telegram-канале