Сталинский ампир
В конце 1950 годов градостроители Советского Союза получили разнарядку: избавиться от всех архитектурных излишек, чтобы строить быстро и дешево. Потому если идти от площади Октября в сторону Нового рынка, то вы увидите, что здания становятся менее нарядными.
Гулять, совершать променад и даже мини-путешествия барнаульцы предпочитают в сторону речного вокзала. Тем более что часть города от Дома под шпилем до (примерно) гостиницы "Алтай" представлена пышным сталинским ампиром.
В начале и второй половине XX века сталинский ампир сменил модерн и другие стили архитектуры, которые не справились с новыми запросами общества: горожанам нужны были большие, монументальные и при этом пышно оформленные здания. На помощь пришли старые решения классицизма, ампира и даже барокко. Естественно, что уровень технологий и функции зданий позволили и заставили подать их по-новому.
В Барнауле стиль представляют не разрозненные здания, перемежающиеся с представителями других стилей. Речь идет об архитектурных ансамблях, градостроительных акцентах, которые сейчас демонстрируют современное лицо "старого нового" города. Это здания на площади Советов, площади Октября, кинотеатр "Россия" и другие.
Отдельно в перечне представителей стиля всегда называют символ города — Дом под шпилем на пр. Ленина, 82 архитектора Якова Додицы. Это величественное здание, украшенное шпилем, с особым оформлением окон, балконами и другими архитектурными акцентами, до сих пор солирует в ансамбле площади Октября.
Представители стиля:
Дома на пр. Ленина, 80, ансамбль — пр. Ленина, 69, 71, 73, а также на пр. Ленина, 82, Ленина, 40 (медуниверситет), Ленина, 68 (архитектурно-строительный колледж), Ленина, 59 (правительство Алтайского края), Ленина, 67 (АлтГУ).
Конструктивизм
Конструктивизм зародился в 1920–1930 годах. Он стал противоположностью классическим стилям, отказавшись от их декоративных приемов. Главное было подчеркнуть функцию здания. Конструктивисты искали выразительность не в декоре, а в динамике простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободе плана здания. Строгость, геометризм, лаконичность и мощность внешнего облика — это все конструктивизм.
Весной 1917 года на фоне политических потрясений в стране в Барнауле произошел мощный пожар. Сгорело множество зданий, и долгое время горожанам было не до новых архитектурных открытий: стояла задача наладить быт, вернуться в прежний ритм жизни.
По существовавшему на тот момент генеральному плану развития города Барнаул должен был стать городом-садом. От основной площади Октября задумывались лучи проспектов.
Часть плана удалось реализовать: после 1930 годов появилась Октябрьская площадь, школа (сейчас художественный музей) и проспект Калинина с его промышленной зоной.
В городе возникло два ядра застройки: северное и южное. На северном возводили меланжевый комбинат и жилье для его сотрудников (место называли Бомбеем или Жилплощадкой).
Александр Деринг, архитектор,
руководитель мастерской "Классика":
— Конструктивизм — это уникальный стиль, который мы, русские, подарили мировому сообществу. Он лаконичный, строгий, без декора. Он рациональный и функциональный. Но в нем есть и своя экспрессия, которая нашла выражение через чистые геометрические формы: круги, острые детали, ленточное остекление. Эта архитектура лежит в основе современной модернистской архитектуры.
Представители стиля в Барнауле
Когда рассказывают о конструктивизме в Барнауле, в первую очередь приводят здание на углу пр. Комсомольского и ул. Сизова, 35. Совсем недолго здесь размещалась школа, а потом устроили госпиталь, противотуберкулезный диспансер. В наши времена в здании работает поликлиника. Еще совсем недавно у него была повышенная часть с эффектными вырезами — кругами, но в процессе реконструкции его "зашили" керамогранитом, и сейчас его просто не узнать.
В этой же части города стоят здания в стиле ар-деко (например, квартал на ул. 9 Мая), который еще называют декоративным конструктивизмом. Ему присущи сложный рельеф, колонны, арки.
Ар-деко
Рождение стиля ар-деко связывают с Международной выставкой декоративных и промышленных искусств, которая состоялась в Париже в 1925 году. Его отличают четкие широкие кривые линии, большие площади остекления, фасадный декор, статуи. В строительстве используются металл и другие современные материалы, в том числе железобетон. Благодаря его повышенной несущей способности можно возводить меньше несущих перегородок и получать более просторные помещения. Ар-деко стремился к образу современной роскоши, внешней дороговизне и шику. Стиль часто использовался в строении общественных зданий: гостиниц, администраций, судов.
В южной части города — от Старого базара до крайкома партии (сейчас — Алтайский краевой суд, ул. Интернациональная, 57) — ар-деко представлен во всей красе. Здания щедро украшены барельефами, естественно, с советской символикой. Одно из них — Дом Союзов на пр. Ленина, 23 — украшено скульптурой. В стиле ар-деко построены гостиница "Алтай" и здание на пр. Ленина, 26.
Представители стиля
Дома на ул. Сизова, 35, Интернациональной, 57, пр. Ленина, 23, Ленина, 26, ул. Интернациональной, 55, 9 Мая, 5 и 6.
Модерн
Модерн в Барнауле представлен в деревянном зодчестве и каменном исполнении. Увидеть классику жанра можно на здании, расположенном на ул. Ползунова, 56. В 1907 году дом построили для градоначальника Александра Лесневского. Здание асимметрично, с большими окнами, украшено резьбой, а его кровля удивительна: высотой с еще один этаж, из листового железа, выложенного ритмичным рисунком. Дом стоял на берегу заводского пруда и отражался в его глади.
Сейчас он разделен на множество долей, принадлежащих горожанам. Администрация города мечтает расселить их и восстановить памятник архитектуры, встроив его в проект "Барнаул — горнозаводской город". Но пока модерновый красавец щеголяет белым пластиком обновленных окон — жильцы поддерживают строение как могут.
В том же духе построено еще одно знаменитое здание Барнаула — Дом купцов Шадриных, известный сегодня как ресторан "Русский чай", а также множество других деревянных зданий. Деринг поясняет, что по большей части это работа артели Борзенкова. Их стиль угадывается по особенным башням, венчающим кровли зданий.
Модерн в кирпиче представляет Дом купцов Полякова и Яковлева на ул. Короленко, 50. Его построили в 1913 году и реставрировали в наши времена. Сейчас там расположена банковская школа. Динамику и торжественность архитектуре придает излюбленный прием модерна — несимметричное решение фасада и множество декоративных элементов. У здания несколько ярких акцентов, которыми оформлены входы. Его угол скруглен, а кровлю венчают башня со шпилем и портики. Кирпичная кладка здания ажурно-рельефная и подчеркнута окрашенной штукатуркой.
Еще в Барнауле есть одно здание в стиле промышленного модерна (некоторые эксперты относят его к конструктивизму). Оно расположено на пр. Ленина, 8 (построено в 1923 году). Ритм задают белые колонны на фоне голубого фасада, а также высокие окна с плавными очертаниями, благодаря которым конструкция кажется полупрозрачной. Со стороны ул. Пушкина здание венчает надстройка также со скругленными окнами. Она оформляет угол и вытягивает здание вверх.
Интерьер пр. Ленина, 8 — отдельная песня. Внутри — широкая каменная лестница с небольшой площадкой на уровне второго этажа, выше она имеет более узкие пролеты. Чтобы попасть на третий этаж, нужно совершить мини-архитектурное путешествие. Если вовремя не наклонить голову, можно удариться о пролеты верхних ступеней.
Представители стиля
Дома на ул. Ползунова, 56, Короленко, 50, пр. Ленина, 8, ул. Интернациональной, 74 (бывший дом врача Руднева), Никитина, 90 (бывшая городская общедоступная библиотека), пр. Красноармейском, 8 ("Русский чай").
Эклектика
В эклектике спроектировано Барнаульское горное училище на Демидовской площади (ул. Пушкина, 82, сейчас в составе корпусов АГАУ, но не эксплуатируется). Архитекторам поставили задачу удешевить строительство, поэтому учебное заведение выглядит скромнее, чем соседний Горный госпиталь — яркий представитель стиля классицизма (пр. Красноармейский, 19) с его колоннами. Архитектурной изюминкой училища стал фронтон, выделяющий центральную часть фасада. Ордер строить не стали, но при этом здание остается достойно-величавым за счет декоративного обрамления окон и пояска, отделяющего один этаж от другого.
Расцвет стиля эклектики в Барнауле пришелся на рубеж XIX–XX веков, когда в его окрестностях стали развивать производство красного кирпича. Из него строили здания Московского проспекта (сейчас пр. Ленинский), среди них одно из самых ярких, дошедших до наших дней, — комплекс магазина "Красный" купца Полякова (пр. Ленина, 14).
О принадлежности к эклектике говорит сочетание нескольких стилей. От екатерининского классицизма — симметрия и акцент центрального входа, который в интерьере продолжен роскошной лестницей на второй этаж. От готики — фасад с башенками, огороженными кронштейнами, которые передают образы замков. Но главное — это использование разных техник кирпичной кладки. Мастерам удалось воплотить в камне образы родной деревянной резьбы. Прием оказался настолько ярким и растиражированным, что стиль получил еще одно название — а-ля рус.
Полюбоваться его разнообразием можно на ул. Ползунова, 35. На этом месте должна была находиться классическая постройка заводской гауптвахты, но она сгорела. Выдающийся общественный деятель Василий Штильке в 1898 году построил здесь на пожертвования земляков Народный дом по эскизу известного русского зодчего Ивана Ропета. Сейчас это филармония. Эклектика или а-ля рус выражены каменным "кокошником", венчающим здание.
В эклектике выстроен дом на пр. Ленина, 18 для начальника Колывано-Воскресенских заводов Петра Фролова. Здание начинало свою жизнь в стиле позднего классицизма: здесь колонны и ритмичное оформление окон. Но после пожара 1917 года его восстановили, добавив элементы эклектики, например барельеф на главном фасаде.
К стилю с элементами русского модерна Деринг относит и первый в городе небоскреб — дом на ул. Гоголя, 76: "Здесь мы видим приемы северной ветви. Это, например, применение необработанного камня для отделки цоколя и первого этажа. Плавные линии, присущие растительному орнаменту модерна. Это художественный стиль, более фантазийный и декоративный, чем классика".
Представители стиля
Здания на ул. Пушкина, 82, Народный дом (филармония, Ползунова, 35), пр. Ленина, 18, пр. Ленина, 14, Ползунова, 25/ Ленина, 6 (бывшая гордума), Гоголя, 46 (Дворец бракосочетания), Гоголя, 76, Ленина, 17 (Духовное училище), Пушкина, 78 (здание детского Мариинского приюта).
Классицизм и ампир
Классицизм — эстетическое направление в европейском искусстве XVII–XIX веков. Его главная черта — обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер в пропорциях и формах, близких к античности. Классицизму свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.
Барнаул не застал расцвета пышного барокко в архитектуре с его размахом, изобилием скульптур на фасадах и других декоративных элементов. Лишь одно здание могло подарить горожанам XXI века пример этого стиля — каменный Петропавловский собор на Соборной (площади Свободы). В 1770-х годах его построили по проекту московского архитектора Дмитрия Макулова. Но в 1935 году собор закрыли, а потом разрушили.
Начинался "каменный" Барнаул с классицизма и его более позднего направления ампир. Стили представлены не отдельными зданиями, а ансамблем, в который входят строения, улицы, парки или скверы. Самый яркий пример — Барнаульский медеплавильный, а позже сереброплавильный завод (ул. Ползунова, 37), с которого и возник Барнаул в 1739 году.
Историки утверждают, что каменные строения, со временем сменившие деревянные, спроектировал архитектор Андрей Молчанов, сын солдата, обучавшийся в Санкт-Петербурге, а потом служивший заводским архитектором в Барнауле.
Он и его последователи были учениками знаменитого мастера классицизма Карла Росси, автора Дворцовой, Сенатской площадей и еще множества ансамблей в Санкт-Петербурге. Здания завода — это академический пример стиля, которому присущи строгость греческой и римской архитектуры, идеальные пропорции, лаконичный, но при этом величавый и монументальный декор. Яркие детали — ордены.
Александр Деринг,
архитектор, руководитель мастерской "Классика":
— Русское направление стиля ампир отличается использованием белого и желтого цветов. Фасад кирпичных зданий сереброплавильного завода покрывали густым известковым раствором, чтобы защитить стены от атмосферных осадков. При этом рельеф кирпичей оставался на поверхности, и это тоже было характерным признаком нашего (местного) стиля.
Принадлежность к классицизму подчеркивает само расположение зданий: они стоят по периметру участка завода и главными фасадами обращены во внутрь. Архитекторы "разрезали" ансамбль надвое главной улицей: с одной стороны — производство с плавильными фабриками и плотиной, с другой — административные корпусы, в том числе Дом офицера. Эта улица сама по себе важнейшая составляющая завода. Она открывалась на церковь Дмитрия Ростовского — яркий архитектурный акцент того времени.
В том же стиле и по тем же принципам построены здания на ул. Ползунова, а также ансамбль Демидовской площади, кроме одного "участника".
Представители стиля
Здания Барнаульского сереброплавильного завода, Демидовской площади, Канцелярия Колывано-Воскресенских заводов (Ползунова, 41), ул. Ползунова, 39 – здание магазина и заводской казны, Ползунова, 46 – бывшая горная лаборатория (Алтайский краеведческий музей), Ползунова, 42 – Горная аптека, Главная чертежная Алтайского горного округа – Ползунова, 48.
Редакция благодарит архитектора Александра Деринга за помощь в подготовке материала.
Самое важное - в нашем Telegram-канале