Об этом шла речь на заседании экспертного совета по развитию строительного комплекса Алтайского края, организованном издательским домом «Алтапресс». Заседание проходило в конференц-зале гостиницы "Алтай". Пожалуй, впервые за несколько лет руководители ведущих строительных организаций региона и отраслевых объединений сошлись в том, что будущее трудно прогнозировать. «Это Россия — будем потихоньку привыкать», — отшучивались они.
«Вторую Николаевку не поднимем»
Главные нерешенные проблемы отрасли уже обсуждались не раз: введение проектного финансирования и эскроу-счетов для долевого строительства, заниженная начальная стоимость госконтрактов при строительстве социальных объектов, дефицит квалифицированных кадров, ограниченные возможности квартальной застройки в Барнауле, снижение покупательной способности населения.
«Не исключено, что в ближайшие годы произойдет дальнейшее сокращение строительных организаций в Алтайском крае. Наша отрасль сжимается — это факт. Не исключаем, что останется здесь всего пять – семь компаний. Как они будут выполнять национальный проект, как будут при необходимости реализовывать какой-либо крупный заказ от государства, мне непонятно. Условно говоря, вторую Николаевку (деревня, полностью сгоревшая в 2012 году в Михайловском районе в результате лесного пожара и отстроенная заново - Прим. altapress) мы не поднимем», — признался Александр Мишустин, председатель правления Союза строителей Алтайского края.
Он уверен: давно назрел вопрос встречи руководителей строительных организаций и руководства края. Только тогда можно надеяться на устранение проблем, ограничивающих развитие. Причем строители предлагают решения, но их пока не слышат. А решения следующие.
«Рванули через шлагбаум»
В 2019 году большинство ведущих стройкомпаний постарались по максимуму использовать возможность достроить и сдать жилье в рамках действовавшего ранее законодательства.
Напомним, если на момент вступления закона о проектном финансировании в силу готовность дома составляла не менее 30%, а доля проданных квартир — не менее 10%, то застройщик мог не обращаться в банк, а работать с объектом дальше на средства дольщиков.
В итоге на 1 октября 84 дома (82 в Барнауле и по одному — в Новоалтайске и Заринске) будут достроены без применения проектного финансирования, а с участием денег дольщиков, как это и было раньше. Как выразился Юрий Гатилов, руководитель компании «Жилищная инициатива», «мы все рванули через шлагбаум перед носом у подходящего локомотива — авось успеем».
Но что дальше? Застройщики предлагают лоббировать изменения в законе, чтобы им позволяли постепенно пользоваться средствами с эскроу-счетов по мере готовности дома.
Это предложение уже рассматривается в федеральном Минстрое. Даже термин уже придуман — «постепенное открытие эскроу-счета».
А иначе застройщик достроит дом в этом году по старым правилам, далее начнет новый объект, но средства дольщиков будут лежать в банке, и к банку же строительная компания обратится за кредитом.
Как выразился один из участников заседания: «В этой схеме только банки в шоколаде. Они собрали деньги строителей и строителям же их отдали в кредит. Пользуйтесь — под процент. Эти расходы отразятся на стоимости квадратного метра. Цена жилья в целом по рынку вырастет. Но и она сегодня небезгранична, и поэтому, чтобы купить квартиру даже на вторичном рынке, люди вновь пойдут в банк — за ипотекой».
Заказ на рубль — за 70 копеек
Вторая тема — строительство социальных объектов. В следующем году в Алтайском крае по нацпроекту нужно будет построить четыре большие школы и два детсада. Общая сумма подряда — около 4,5 млрд рублей.
Но вопрос: есть ли самоубийцы? Сегодня мало желающих браться за «партийную стройку», чтобы затем разделить судьбу обанкротившихся «СтройГАЗа», «Алтайкоксохимстроя» и ряда других организаций.
«За последние пять лет себестоимость строительства выросла на 50–60%. А нам федеральный Минстрой недавно подписал увеличение цен на строительство социальных объектов на 12%. Это ничего не решит!» — говорит Александр Мишустин.
Нодар Шония, руководитель компании «Селф», считает, что корень зла нужно искать на этапе утверждения проекта: «Зачем на этапе проектно-сметной экспертизы нам урезают все наценки, а затем уповают на какие-то индексы? Сегодня надо исходить из реальных расценок рынка — чудес не бывает. Нельзя то, что стоит рубль, пытаться построить за 70 копеек. Но нас не допускают к этапу проектирования. Там есть только заказчик и проектировщик, а строить нам. Но давайте скажем честно: проектировщик не всегда заинтересован в реальной цене. Ведь ему же надо получить положительное заключение и деньги».
Не менее острый вопрос — реализация работ в рамках краевой адресной инвестиционной программы. По словам застройщиков, документация на объекты готовится и выставляется на торги очень медленно.
Все сроки проходят, поэтому заказчиком указывается, что нормативный срок ремонта школ, больниц, детских садов — два-три месяца. Сделать качественно все работы за это время нереально.
Глава района должен ходить по улицам
Тема развития жилой застройки Барнаула упирается в две проблемы. Первая — частный сектор. Да, согласно генплану там предполагается строительство новых кварталов.
Но, по словам Андрея Комякова, генерального директора компании «Строительная перспектива», в этих предполагаемых кварталах давно сидят ушлые владельцы, которые за свои 12 соток требуют миллионы. И один такой землевладелец может обрушить весь проект.
Строители подчеркнули, что без четкой информационно-разъяснительной работы с населением частных секторов квартальную застройку не сдвинуть с места. Вплоть до того, что глава района должен лично пройти по улицам, поговорить со всеми жильцами и убедить их в правильном выборе.
Более острый вопрос — пробки и развитие дорожной инфраструктуры. По оценкам участников заседания, можно построить сколько угодно квадратных метров жилья, но без новых объездных дорог разгрузить задыхающихся центральные магистрали и проспекты нереально.
Зимой город встанет в десятибалльных пробках — факт.
«Мы давно предлагаем краевым и городским властям рассмотреть наше предложение о строительстве новой дороги от завода синтетического волокна через лес и до нового моста через Обь. Она позволит разгрузить Павловский тракт, перенаправит автомобильный поток из спальных районов в центр. Да и грузовой транспорт в значительной степени поедет мимо Барнаула», — рассказал Юрий Гатилов.
Но какой-либо реакции от властей на это предложение пока не поступило. Строители ждут.
Партнеры мероприятия
Олег Трубников,
совладелец компании «АЛЬКОН»:
Компания “АЛЬКОН” — алтайский флагман оконного рынка, вот уже 16 лет занимающийся созданием образцовых светопрозрачных конструкций из ПВХ и алюминиевых профилей.
Окна, двери, перегородки, фасадные системы, гаражные ворота, остекление балконов и лоджий, настенные проветриватели “АЭРОПАК” — эти и другие качественные, современные изделия и приборы можно найти в компании “АЛЬКОН”, заботящейся как о своих любимых заказчиках, так и об облике родного города и края!
«Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ПАО) — один из крупнейших банков с мультирегиональной сетью, основан в 1992 году. Более 99,9% акций принадлежит Банку России.
АТБ предоставляет полный комплекс банковских продуктов и услуг для физических и юридических лиц. Филиальная сеть АТБ включает 199 подразделений в 108 населенных пунктах 19 регионов страны. Головной офис банка располагается в Благовещенске (Амурская область).
Одним из приоритетных направлений работы банка является сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В банке накоплен большой опыт работы с компаниями Китая, Японии, Южной Кореи. АТБ — активный участник Российско-Китайского финансового совета, Азиатской ассоциации финансового сотрудничества.
Самое важное - в нашем Telegram-канале