Спорт

"Я созрел признаться в своих слабостях". Алексей Смертин рассказал о своей жизни после футбола

Экс-капитан сборной России по футболу Алексей Смертин презентовал автобиографическую книгу "Сибирский резидент. От Алтая до Альбиона" в Барнауле 16 декабря. Известный в прошлом спортсмен рассказал, как решился на книгу, почему деньги не главное, зачем бегает марафоны и чем Сулима лучше Москвы.

Алексей Смертин презентовал книгу в Барнауле.
Алексей Смертин презентовал книгу в Барнауле.
Евгения Родочинская

Зачем написал книгу

—Любой человек в своей сфере, который добился определенных успехов и выделился на фоне своих коллег, хочет оставить след о себе и рассказать о заслугах. После завершения футбольной карьеры я подумал, почему бы не рассказать, как я играл в "Челси", с кем общался как получал золотые медали. Был порыв, я даже написал несколько глав. Но потом как-то порыв угас, не тот еще был момент. Я понял, что нужно писать не о том, что можно найти в "Википедии", а о чем-то более глубоком. 

Спустя несколько лет мне предложили написать книгу, я согласился. К тому моменту я уже созрел для этого. Более того, я посчитал, что после футбольной карьеры жизнь только начинается. Та жизнь, что передо мной открылась после того, как я закрыл дверь футбольной раздевалки оказалась наиболее интересной. До этого я был зашоренный, и правильно, что был таким. Человек, который чего-то хочет добиться, который хочет через эти пласты добраться до нефти, должен посвящать свою жизнь чему-то одному. Потому что для этого необходимо полное погружение. 

Алексей Смертин презентовал книгу в Барнауле.
Евгения Родочинская

Я понял, что могу написать книгу и поделиться своей биографией с точки зрения прежде всего воспитания характера, достижения определенных целей. Я глубоко убежден, что для того, чтобы добиться цели в спорте, нужны три составляющие — любовь к тому, чем ты занимаешься, второе — непроходящий голод до побед, медалей и достижений, и третье — требование к себе самому. И мне было приятно, когда я разговаривал с Валентиной Тимофеевной Яшиной (вдовой великого вратаря Льва Яшина. - прим. ред.), узнать, что Лев Иванович был недоволен собой постоянно. Он долго крутился ночью после удачного матча, это не давало ему уснуть. Человек анализировал, и это давало ему возможности расти.

Со временем у школы появилось второе название "Алтай". Родители мальчишек приходили на игры, поддерживали. Кричали: "Смертинцы, вперед!" Не слишком обнадеживающе. Вот и решили, что команды всех возрастов, представляющие школу, получат имя "Алтай".

"Сибирский резидент. От Алтая до Альбиона".

Книга на самом деле о другом. Она об обычном среднестатистическом мальчишке с Сулимы, который не обладает выдающимися антропологическими данными или великим интеллектом. Который смог достичь определенных результатов, на максимуме своих возможностей взлететь до самого потолка, пускай это и потолок хрущевки. Задача любого человека — самореализоваться и выжать все, что у тебя есть. Я хотел сказать, что это важно несомненно. Эта книга честная и откровенная, и для меня она важна. Там говорится и о звездой болезни, и о гордыне, о комплексах, которые были в детстве. Потому что ребята, которые сидели со мной за одной партой, знают, какого я был роста, и какие у меня были комплексы. Футбол я расцениваю как инструмент самореализации. Он дал возможности достичь определенных успехов.   

Я созрел к 40 годам признаться в своих слабостях, и мне кажется ничего плохого в этом нет. С другой стороны, общественное обнажение перед незнакомыми людьми... Мне многие говорили, что этого не нужно делать, потому что это моя ахиллесова пята. Но я подумал, что ничего страшного в этом нет.

Первые тренировки в Барнауле

Алексей Смертин презентовал книгу в Барнауле.
Евгения Родочинская

— Роща, в которой мы тренировались, знала больше папины достижения, чем мои, потому что когда я пошел в первый класс, ее практически срубили. Мама не знала о тех чудовищных нагрузках, которые давал папа после основных тренировок и школы. Я, признаться, благодарен ему за то, что он не только дал техническое оснащение, ловкость и т.д., но и закалил во мне характер бойца. Причем он не объяснял, почему надо, к примеру, разворачиваться в полуоборота. Это потом я понял, что так лучше принимать мяч. Но он этого не объяснял, все делалось по наитию. 

Футбол — игра сложная и непредсказуемая, поэтому важно быть готовым к сложностям и преодолевать их на протяжении каждого матча, не говоря уже о сезоне. Та закалка,что прошла в детстве, она мне в дальнейшем пригодилась, я ее потом вспоминал. 

"Здесь мои корни"

Алексей Смертин презентовал книгу в Барнауле.
Евгения Родочинская

У меня всегда было трепетное отношение к малой родине - Алтайскому краю. Едва появилась возможность, оно стало воплощаться в конкретные дела. Начал отдавать региону долги... Предложил постелить в Алтайском крае два искусственных газона последнего поколения. Точь-в-точь как в Лужниках.

"Сибирский резидент. От Алтая до Альбиона".

— Без преувеличения я понимаю, что мне дал край, он меня взрастил. Край — это место, куда ты должен обязательно возвращаться, ведь здесь твои корни. От Москвы быстро устаешь, а тут люди совершенно другие — они добрые и сердобольные. Мне кажется здесь тепло от людей чувствуется иначе, чем в Москве. Там все цинично и совсем другие принципы. Людям, которые уезжают туда, очень тяжело сохранить истинное лицо. Край несомненно родной и любимый, потом тут мое детище. Одна Сулима чего стоит. Как на Сулиму не приехать? Я вообще не понимаю.

Проходит время и ты понимаешь, что не деньги самое главное в жизни, и не стотысячные переполненные стадионы должны являться мотиватором для человека. Нет. Ими должны быть только определенные ценности, которые ты впитал с молоком матери и с "пинками" отца. Я убежден, что есть три главных института — семьи, академии (ДЮСШ), где воспитывает тренер, и социум, в котором ты находишься. Именно они формируют личность. 

Наш край тем хорош, что здесь действительно искренне любят футбол. У нас в свое время ставка на двоих была 13,5 рублей. Не было даже профессии футболист, был инструктор по футболу. Мы играли в футбол только потому, что мы его просто любили. А все остальное — было сопутствующее. 
 

На смену футболу — марафон

Алексей Смертин презентовал книгу в Барнауле.
Евгения Родочинская

В сентябре 2013 года я пробежал свой первый марафон... Люди делятся на две категории: кто любит бегать и кто ни за что на свете не будет этим заниматься. Я бегаю с детства, для меня это абсолютно естественное состояние.

"Сибирский резидент. От Алтая до Альбиона".

— Мне всегда хотелось бегать. Когда завершил футбольную карьеру, доли адреналина мне не хватало, потому что кабинетная работа не приносит такого удовольствия, как находиться в раздевалке футбольного поля. Поэтому почему бы не попробовать себя вот в этом поприще? Любой спортсмен делает самому себе вызов, и он борется с самим собой. Все в твоих руках, голове и эмоциональной подготовке. То же самое и здесь, в индивидуальном виде спорта. Я подумал, что я должен себя побороть. Возможно, мне не хватает чего-то в крови, я не знаю, может уже что то на химическом уровне, но мне обязательно нужна какая-то активность. Нужно обязательно ставить цели, пускай они даже не приносят тебе прибыли.

У меня нет задачи получить первое место, как в футболе. Там была такая задача, здесь нет. Здесь ставишь какую-нибудь цель выжить и пытаешься достичь.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость