Спорт

Мужские игры

На самом опасном участке реки Чуя прошли соревнования по экстремальному сплаву "Мажой-ралли-2004"

Идею проводить соревнования на Мажойском каскаде многие водники Сибири и России до сих пор считают безумием. Этот живописный природный уголок расположен сразу за местом впадения в Чую реки Маашей (Мажой). В глубоком каньоне река делает коварные повороты, "спрыгивает" водопадами с огромных камней. На протяжении 15 километров - 33 порога пятой и шестой, наивысшей, категории сложности. Раньше водники называли это место Каскадом смерти, а впервые его прошла группа туристов во главе с барнаульцем Михаилом Колчевниковым. Это было в 1975 году. Тогда на прохождение Мажоя у отчаянных мужчин ушло восемь дней. Сейчас Мажой проходят меньше чем за два часа...

Уже во второй раз экстремалы-водники собрались на берегу Чуи, чтобы покорить Мажойский каскад. Три дня, с 4 по 6 мая, на реке проходили этапы соревнований - квалификация и две гонки по верхней и по нижней части Мажоя.

В этом году в разбитом около поселка Чибит Улаганского района Республики Алтай палаточном городке разместились более 300 человек - спортсменов и просто зрителей. Только из Томска президент местной ассоциации рафтинга Евгений Ковалевский привез делегацию из 90 человек. Приехали спортсмены из Горно-Алтайского, Барнаула, Новосибирска, Москвы, Казани, Сургута, Ленинск-Кузнецкого, Новокузнецка, Красноярска. Среди всех выделялись яркие личности, известные своим безбашенным характером не только в России, но и за рубежом, Евгений Ковалевский по кличке Джек из Томска, Александр Проваторов из Барнаула, Анатолий Шульжик из Ленинск-Кузнецкого, Олег Захаров из Новокузнецка и многие другие. Об участии в соревнованиях заявили более 30 человек - на семи каяках, десяти катамаранах-двойках, в свободном классе приняли участие три катамарана-четверки и один рафт.

Смешно или не смешно, на каждое утро перед стартами Евгений Ковалевский обходил лагерь томичей со словами: "Идущие на смерть, вставайте!" Первый, квалификационный, этап должны были пройти все участники соревнований - прыжок с "шестерочного" порога Малыш, затем переворот судна и возвращение его обратно на киль на ограниченной дистанции в 300 метров. Эти испытания позволят понять, справятся ли спортсмены с ситуацией, которая может возникнуть не искусственно, а уже при прохождении гоночной дистанции.

Второй этап представляет из себя 9-километровую гонку по верхней части Мажойского каскада. "Природа создала здесь очень суровые условия, чтобы проверить спортсменов, - говорит главный судья соревнований Владимир Неустроев. - Идут на риск только психологически и физически подготовленные ребята". Первый день гонки не обошелся без несчастного случая. На одном из порогов закрутило и перевернуло один каяк горно-алтайской команды. Парня вытащили, а каяк спасти не удалось - его протащило по всей дистанции, после чего выяснилось, что судно уже не подлежит восстановлению. Весь вечер потом к лагерю горноалтайцев тянулись вереницы зевак посмотреть на героя дня - ярко красный покореженный каяк.

Вечером того дня судейская коллегия продолжалась долго. Вода в Чуе начала стремительно подниматься, а это значит, что сложность и без того серьезного участка на нижнем Мажое увеличилась. Владимир Неустроев, как старший в команде Горно-Алтайска, настаивал на том, чтобы отменить гонку и не подвергать риску молодых ребят. Однако Ковалевский, Шульжик и Проваторов оказались непреклонными: "Могло так случиться, что вода была бы высокой и с первого дня соревнований, зачем тогда было приезжать? Или мы не экстремалы?" Тем более что по условиям соревнований участники сплава на свое усмотрение могли обнести любой порог по берегу, не подвергая себя неоправданному риску.

Тем не менее несколько экипажей снялись с соревнований сами, некоторых особо слабых участников отстранили судьи. Гонка прошла без эксцессов. "То, что на дистанции переворачиваться приходится по нескольку раз, - сказал барнаулец Влад Зырянов, участник соревнований, - это в порядке вещей. Нужно быть готовым к тому, что наглотаешься водички". Под улюлюканье многочисленных зрителей, облепивших скалы вдоль дистанции, финишировали все. В командном зачете впереди оказались горноалтайцы. Томская школа экстремального сплава в самом многочисленном классе катамаран-двойка заняла апервое и третье место. Барнаульская двойка оказалась лишь на седьмом месте.

Костер, песни, ужин и согревающие напитки - так отмечали водники конец соревнований. Кстати, один из любителей экстрима - директор Новокузнецкого ликероводочного завода - привез с собой партию специально выпущенной к "Мажой-ралли" водки. Ее так и назвали - "Мужские игры".

Республика Алтай, с. Чибит - Барнаул.

Почему когда-то недоступные реки становятся доступными для спортсменов и туристов-водников?

Этот вопрос мы задали бывалым экстремалам, собравшимся на Мажое. Александр Проваторов в интервью "СК" сказал, что покорять непроходимые реки получается потому, что меняется психология тех людей, которые занимаются водным туризмом. Мнения других водников разделились.

Владимир Неустроев, тренер команды Горно-Алтайска:

- В первую очередь дело в том, что изменились средства, с помощью которых совершаются экстремальные сплавы. Появились надувные относительно безопасные суда. Поэтому границы для экстремалов раздвинулись. А когда-то ведь приходилось сплавляться на деревянных лодках... А дальше уже и моральная, и физическая подготовка играют свое роль.

Анатолий Шульжик, заслуженный турист России (Ленинск-Кузнецкий):

- Прогресс происходит во всем. Ставятся новые рекорды во всех видах спорта, и экстремальные сплавы - не исключение. Проходить доселе непроходимые маршруты позволяют новые технологии сплава, технология подготовки спортсменов. Когда-то существовали лишь несколько героев, способных на прохождение таких маршрутов, сейчас желающих больше, планка выше, поэтому недоступные реки становятся доступными.

Евгений Ковалевский, президент Томской региональной ассоциации рафтинга, пердседаель комиссии по водному туризму Томской федерации туризма:

- По-моему, дело все во взаимодействии с природой. Я, например, называю себя человеком реки, у меня свой подход к прохождению сложных маршрутов. Когда мы идем по ним, мы стараемся, чтобы команда и река были едиными, - мы должны достойно взаимодействовать со стихией, а не противоборствовать ей. Природа все равно сильнее человека.

P.S. Многие спортсмены после Мажоя отправились на "Чуя-ралли", которые начались 8 мая на несколько километров ниже Мажоя на знаменитом пороге Бегемот, но единодушно говорили: "Это будет совсем не то..."

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость