На гоночной трассе две машины. Водители аккуратно подъезжают к стартовой линии. Впереди – колышущейся в летнем зное 402-метровый участок взлетной полосы военного аэродрома в Калманке. В эту секунду для гонщиков не существует ничего, кроме дороги и стартового светофора. Загорается красный - рев прогреваемых двигателей приковывает внимание зрителей к трассе. Зеленый - и машины мгновенно срываются с места, с визгом и пробуксовкой уносятся к финишной черте.
На смену самолетам пришли автомобили
Около 35 автомобилей приняли участие в первом этапе кубка Алтая по драг-рейсингу, организованного барнаульским ГТ-клубом. Суть соревнований заключается в том, кто быстрее из двух машин проедет дистанцию в четверть мили (402 метра). Соревнование состояло из двух этапов. Вначале шли квалификационные заезды, в которых участники показывали, на что способны их машины. По результатам квалификации формировалась турнирная сетка основных заездов - второй части соревнований. Помимо барнаульцев, в действии участвовали еще водители из Новосибирска, Кемерово, Бийска, Горно-Алтайска.
Автомобили были поделены организаторами на четыре класса. В нулевой класс попали все отечественные автомобили независимо от их мощности. В первый - машины с рабочим объемом двигателя до 1,8 литра, во второй - от 1,8 до 2,5 литра, а в третий - все что больше 2,5 литра. Средние скорости составляют: 120-150 км\ч, 150-160 км\ч и за 180 км\ч в первом, втором и третьем классе соответственно.
Турбованная “девятка”, малиновый “самолетик” и голливудский МR3
Оттеснение отечественных автомобилей в нулевой класс - шаг обоснованный. В общем случае они показывают результаты много хуже тех же “японцев”. Но бывают и исключения. ВАЗ-21099 из города Белова, Кемеровской области показал результат очень достойный для первого и даже второго классов. За 14,9 секунды уникальная модификация 99-и пронеслась гоночную дистанцию. Владелец машины - двукратный победитель кубка Сибири Владимир Раевский из кемеровского клуба “Четверть мили”, собственными руками доведший ее до совершенства, даже и не предполагает, на что способен его автомобиль в принципе: “200 км/ч она набирает в легкую. Больше не пробовал. Машину я модернизировал сам: поставил мотор объемом 1,6 литра и турбонаддув. Везде, где принимал участие, пока побеждал”.
Другим любимцем публики стала Toyota Celika из бийского ГТ-клуба. Великолепная, блестящая, малинового цвета машина за отличные результаты была прозвана зрителями самолетом. Изначально заявленная во втором классе, она "делала" противников один за одним. Казалось, что это не доставляет ей никакого труда. Легко и плавно уходящая со старта, малиновая красотка уже на середине дистанции больше чем на корпус отрывалась от противника.
После безоговорочной победы в своем классе водитель “самолета” Дмитрий Грибанов решил попробовать силы в третьем классе. Но и здесь подобрать достойного противника для чудо-машины оказалось делом не из легких. И вот на старт вместе с ней выходит кемеровский супертяжеловес Toyota MR2. С шикарным стайлингом - красиво разукрашенным кузовом, он словно сошел с экранов голливудских фильмов об уличных гонщиках. Лидирующий в третьем классе, он и сейчас был настроен на победу. Вот загорается зеленый, и Сергей Сычев (пилот MR2) не "попадает" в скорость, первой финиширует Celika, обе машины выходят в финал. В последнем заезде ситуация накалилась до максимума. Снова загорается зеленый, обе машины срываются с места. Идут приблизительно вровень, на глаз лидера определить невозможно. Финиш. Бездушная электроника показывает, что MR2 опередил Celika на несколько сотых секунды. Да, прозвали бы зрители эту машину“ракетой, но к тому времени они почти все разъехались.
Директор Барнаульского ГТ клуба Константин Недосеко по первому образованию врач, по второму - юрист. “Я семь лет работал судмедэкспертом и на результаты нелегальных соревнований насмотрелся вдоволь”.
- Сейчас проходит первый этап соревнований. Когда будут остальные этапы?
- Второй этап планируется провести в конце августа, третий - в середине сентября. Разница в месяц - совсем не большой промежуток. Между алтайскими этапами будут соревнования в других городах. Кроме того, за это время нужно отстроить машины, учесть недостатки, улучшить показатели.
Стрит-рейсинг - кузница гоночных талантов
- Расскажите историю гонок в Барнауле.
- Все это началось не так давно. Года два назад ребята нашли дорогу за новым мостом и начали там гоняться. Разумеется, нелегально. Так как все это происходило на дорогах общего пользования, создавались проблемы для обычных водителей, а об обеспечении безопасности не было и речи. Потом такое развлечение приобретало все более массовый характер, и на затонской дороге стал собираться народ. В один прекрасный момент собралась группа людей, в числе кторых был и я, которые решили, что это не выход и особого смысла в уличных заездах нет. Без возможности оценить параметры заезда, при постоянном риске нарваться на неприятности с милицией - это лишь удовлетворение собственных амбиций. И мы решили переходить на официальные рельсы. Собралась инициативная группа, и 1 октября 2003 года мы зарегистрировали общественную организацию.
- Много человек состоит в вашем клубе?
- Учредители ГТ-клуба - пять человек, а всего человек десять. Все мы начинали, конечно же, со стрит-рейсинга, нелегального и опасного. А по-другому, наверное, никак, так рождаются все гонщики. Потом кто-то остался в диком русле, кто-то ушел в официальное. Для нас те времена уже в прошлом. Даже в уставе записано, что участие в нелегальных гонках наказывается исключением из клуба.
- Весной у вашего клуба появилась собственная гоночная трасса. Можно сказать, что именно с этого момента вы начали работать как полноценный клуб драг-рейсеров?
- У нас своя довольно неплохая трасса, трасса барнаульского ГТ-клуба, она рядом с Калманкой. Объяснить на словах, где она находится, довольно сложно, легче зайти на наш сайт (www.brn-gt-club.ru) и посмотреть в форуме схему проезда. Сегодня мы проводим первые соревнования на этой трассе. До этого были лишь тестовые заезды. Трасса оборудована специальной техникой, замеряющей время прохождения дистанции, скорость на финише и время задержки от загорания зеленого света до начала движения. Ведь серьезные драг-рейсеры не имеют никакого интереса ездить без измерительного оборудования.
- То есть получается, что это уже настоящий спорт?
- Безусловно, это спорт. Причем спорт - это не только когда ты выжимаешь до максимума педаль газа. Заезд - лишь проверка результата тюнинга (настройки и модернизации) и качества автомобиля, которому предшествует длительная и кропотливая работа в гараже. На одном из заездов у нас была разница в 0,001 секунды, которую на глаз определить невозможно. Но все равно это результат, есть победитель и есть проигравший. Между прочим, драг-рейсинг как вид спорта находится под эгидой Российской автомобильной федерации.
- Что за люди учувствуют в гонках?
- Тоже самые разные. Начиная от 18 лет, когда выдают права, и до 50-ти. В Новосибирске есть рейсер, его ник - Палыч (ну вы понимаете, что у нас есть ники - псевдонимы, под которыми мы общаемся на форумах в Интернете). Мужику за 50, а он все гоняет. Социальные категории также самые разные. Есть и банковские работники, и предприниматели, и ратники фирм. Но в основном это довольно обеспеченные люди, которые могут себе позволить приобрести и содержать хорошую машину, хорошо ее тюнинговать, потому что это очень дорогое удовольствие, особенно если это иномарка.
- Расскажите подробно, что из себя представляет тюнинг?
- Вообще, есть два направления: тюнинг и стайлинг. Стайлинг - это работа с внешним видом машины и салоном: изменение цвета, обтяжка кожей, установка спортивных сидений, педалей, раскраска кузова, установка обвеса (бампера, спойлера, накладки). В основном это делается для красоты, но иногда правильно продуманный обвес увеличивает устойчивость, улучшает аэродинамические показатели. Тюнинг - это механическая и электронная настройки машины, доработка двигателя, подвесок, тормозов. И если тюнинг отечественной маши еще можно как-то уложить в нормальный бюджет, то хорошо отстроить “японца”, а уж тем более “европейца” стоит целое состояние.
ГОО "Барнаульский ГТ клуб" благодарит МЦ "Зрение", ООО "Частное охранное предприятие ДАС", дизайн-студию "Excape" за помощь и поддержку, оказанные при проведении первого этапа кубка Алтая по драг-рейсингу.
Справка "СК"
Все с появления летом 2001 года американского фильма "Форсаж". После чего в столице, а затем и по всей России распространились ночные гонки по улицам. Называясь на американский манер стрит-рейсерами, автолюбители по ночам собирались на широких площадях и улицах
с качественным дорожным покрытием и устраивали драг-рейсинг - парные заезды на дистанциях 1/2, 1/4 и 1/8 мили (804, 402 и 201 метра).
Особо искушенные автомобилисты участвуют еще и в стритритчеллендже - ночной гонке по улицам с несколькими чекпойнтами (контрольными точками) на время. Для прокладки маршрута по объезду этих точек в каждом экипаже присутствует штурман. Так, 8 мая 2004 года - в канун Дня Победы - чекпойнтами были районные военкоматы, на которых стояли организаторы и фиксировали факт объезда.
Михаил САХАРОВ, Константин ЗЫРЯНОВ.
Самое важное - в нашем Telegram-канале