Сколько человек застряло
На сегодняшний день в группе Telegram, организованной министерством связи России, состоят 84 человека. В основном это жители Сибири. Из Алтайского края - 5-6 человек, среди них есть 79-летняя женщина.
Многие из них планировали улететь домой в конце марта. Но 27 числа стало известно, что все рейсы до Москвы отменяются.
"У меня были билеты на 30 марта, рейс перенесли на 3 апреля. По пути из Бостона в Нью-Йорк я узнала, что его тоже отменили. Мне пришлось возвращаться обратно. Потом мне позвонил атташе из российского посольства и сказал, чтобы остальные тоже не сидели в аэропорту - ждать нечего. Я спросила, что же нам теперь делать, но ответа не получила", - рассказала Лидия.
Между тем, возвращения Лидии в Россию ждали - 10 апреля к ее родителям в Змеиногорске пришли полицейские, не обнаружив женщину по барнаульскому адресу.
"Получается, власти не знают, что мы находимся в США, а вот полицейские были в курсе, что мы должны были прилететь 3 апреля", - говорит она.
Рейс не для всех
29 апреля стало известно, что в Москву из США прилетел один из немногих возвратных рейсом, на его борту находились 257 человек.
Лидия Тихобаева сообщила, что о нем стало известно совершенно случайно.
"Изначально была информация, что это гуманитарный рейс. Потом из чатов просочилась информация, что он все-таки вывозной. О рейсе сообщали точечно - в основном звонили застрявшим школьникам, людям, у которых есть несовершеннолетние дети или проблемы со здоровьем.
В лайнере, по информации Тихобаевой, оказались в основном жители Московской и Ленинградской областей, регионов из европейской части России - Ярославля, Самары и так далее. Из сибиряков на рейс попала только одна женщина из Новосибирска.
Власти молчат
Обращение с просьбой о помощи Лидия отправляла губернатору и в управление Алтайского края по внешним связям, туризму и курортному делу 15 апреля.
От главы региона ей пришел совет обратиться через электронную приемную. Продублировав письмо туда, она получила ответ, что запрос передан в управление транспортом, время его рассмотрения - 30 дней.
"Я понимаю, что администрация Алтайского края не может организовать борт из США в Москву. Но между тем официальный представитель МИД России Мария Захарова в своих интервью постоянно подчеркивает роль регионов, их ответственности за возвращение жителей домой. Например, с томичами представители администрации сами вышли на контакт, сообщили о готовности организовать трансфер. А вот жители Омской области и Алтайского края не могут ни до кого достучаться. Такое чувство, что между местными и федеральными властями нет никакого взаимопонимания", - посетовала Лидия.
По словам Лидии, людям важно услышать, что власти о них хотя бы знают.
До родины с риском
На днях стало известно, что до 5 мая в Россию организуют вывозные рейсы из Тель-Авива, Рима, Мале, Коломбо, Бангкока, Пхукета, Камрани и Шанхая. Америки в этом списке нет.
Лидия говорит, что состояние полной неопределенности пугает всех. "Люди слоняются по друзьям, гостиницам. Одну женщину с детьми знакомый приютил в недостроенном доме - она и этим довольна, есть хотя бы крыша над головой", - рассказала она.
Люди, у которых еще остались какие-то средства и которые больше не могут ждать возвратных рейсов, ищут другие способы вернуться на родину.
На сегодняшний день единственная рабочая схема - это полет из Нью-Йорка до Минска, а оттуда до границы России на автомобиле. Те, кто уже прошел такой путь, делятся с другими проверенными контактами водителей.
Но такой "побег" тоже сопряжен с определенными рисками.
"Может случиться всякое - пока ты летишь, белорусские власти вполне могут закрыть свои границы. И сами люди понимают, что могут в пути подхватить и перенести коронавирус. Но они идут на это, даже с маленькими детьми, потому что иного выхода нет", - говорит Лидия.
Между тем, такой опасный путь домой с каждым днем вынужденно выбирают все больше и больше россиян.
Самое важное - в нашем Telegram-канале