Чуйский тракт — самая красивая, значимая и коварная дорога Алтая. В истории осталось много имен тех, кто заработал свои капитал, колеся по этой трассе. Немало и тех, кто сгинул на ее поворотах. История Чуйского тракта показывает: трагичное и прекрасное на этом своенравном пути всегда очень тесно переплетались.
Сотни лет по местам, где пролегает среди гор Чуйский тракт, проходили гунны, мчались скифы и полчища Золотой Орды. Но активное освоение русскими этого пути началось только c 1756 года, когда южные алтайцы добровольно вошли в состав Российской империи.
Дорога на Азию сулила деловым людям новые привлекательные рынки. Однако долгое время русские дальше последнего своего поселения — села Алтайское — не ездили. Но торговые операции уже вели. Связь с монгольскими стойбищами они держали через посредников — теленгитов (алтайский субэтнос).
Трудность заключалась в том, что никакой дороги до Монголии не было, лишь узкая вьючная тропа соединяла русский и азиатский миры. Косогоры и ухабы — еще полбеды: настоящую опасность представляли бомы (выступы скал над ущельями). Были места, где лошадям приходилось прыгать с камня на камень, ударяясь боком о скалы.
Навьюченные животные срывались в пропасть с обледенелых и скользких троп. Зачастую — вместе с проводниками.
Путникам приходилось неделями ночевать под открытым леденящем небом и жить все это время впроголодь, ведь много провизии с собой не возьмешь — брали лишь чай да сухари.
Но находились авантюристы, готовые рискнуть здоровьем, жизнью и капиталом ради выгодного дела. Первыми отказались от посредников и добрались до монгольских, а позже и китайских ярмарок бийский купец Хабаров и змеиногорец Токарев. Потом их путь повторили многие. К середине XIX века русские уже имели десяток складов в Кош-Агаче. Это место и стало центром межгосударственной торговли.
В проекте использованы фото: В. В. Сапожников, «Газета Шебалино», Бийский краеведческий музей им. В. В. Бианки, amsrus.ru,
открытые источники.
Самое важное - в нашем Telegram-канале