Как это устроено
Под формат отдыха, который включает проживание, оздоровительные процедуры и походы под контролем врача, санаторий «Катунь» разработал отдельную путевку.
По приезде туристу проведут обязательную диагностику: в программу входит консультации врача, сдача анализов и ЭКГ. Перед походом человека ждут пробные прогулки на терренкурах Белокурихи. Во время такой «акклиматизации» инструктор оценивает его опыт и возможности, а также психологически настраивает на будущие нагрузки.
Если противопоказаний нет, туристу подберут маршрут по физическому состоянию. Пока их два – по природному парку «Предгорья Алтая». Оба сходятся на горе Синюха, откуда берет начало река Белокуриха. Спортивной категории сложности у них нет, однако организаторы сразу предупреждают: прогулка непростая и подходит совершеннолетним туристам, которые ведут активный образ жизни.
Группа идет под предводительством инструктора и врача «Катуни», который следит за состоянием, подбадривает, а также контролирует темп.
«Врач на своем примере показывает, как человеку нужно реагировать на нагрузки – как правильно идти и дышать. Получается иной уровень доверия – это не специалист, который сидя в кабинете рассказывает тебе про ЗОЖ, а потом курит за углом», — объясняет инструктор «Курорта Белокуриха» Алексей Мартемьянов.
Сам поход трехдневный, а на подготовку к нему и последующее восстановление заложили пять дней – после нагрузок можно будет расслабиться в акватермальном комплексе, в искусственной морской ванне и на ручном массаже.
Возрождение культуры
Для экспериментальных групп Алексея Мартемьянова эта попытка покорить Большую Синюху была четвертой. И из-за погодных условий второй удачной. Все это время они подбирали оптимальные тропы, где будет безопаснее и красивее, чем где-либо еще.
«Раньше эти тропы хорошо знали: до конца девяностых в Белокурихе все ходили в горы – и отдыхающие санаториев, и турклуб, и жители. Местные родители даже детей одних отпускали, - говорит Алексей Мартемьянов. - Сейчас некоторые курортники боятся по терренкуру пройтись – абсурдно, но факт. К счастью, постепенно, мы начинаем возвращаться к этой культуре. В Республике Алтай она прилично развита – почему бы и нам не пробовать? Горы несложные, а виды красивые. Хороший вариант, чтобы попробовать себя в походах».
Такую проверку проходила я – человек без спортивной подготовки. До этого единственный настоящий поход с палатками и костром совершила еще в школе – мы поднимались с турклубом уже на другую Синюху, ту, что в Курьинском районе. По воспоминаниям, было легко: на гору параллельно с нами шли паломники с маленькими детьми, тут же по скользкой после дождя тропе к вершине упорно пробирался мужчина во вьетнамках.
Чего-то подобного я ожидала и от белокурихинской Синюхи. Но постоянный вопрос «Как настрой?» от Алексея, а после и от сопровождающего врача сразу дал понять: просто не будет.
День первый: лесные трофеи и повелители мух
Привычный подъем на автомобиле по горному серпантину. Только сворачиваем мы не к Мишиной горе, а направо. Останавливаемся буквально «нигде». Все – дальше через куст, своим ходом.
Накануне похода прошел хороший дождь – вода уже успела сбежать по склону и задержаться внизу. Под кроссовками то и дело хлюпает: в начале пути мы аккуратно обходим землю сомнительной плотности.
- Дорога вся такая водянистая будет?
- Да что ты, это автобан!
С ободряющими шутками мы движемся вперед, на Чернижную гору. Моментально я понимаю, что сколько угодно могу пройти по равнине, но не под уклоном вверх. Сразу и ноги будто бы превращаются в деревянные колотушки, и рюкзак начинает оттягивать назад – хотя все лямки отрегулировали, как надо. Чтобы помочь коленям и перенести центр тяжести поклажи, почти весь подъем иду в будто виноватом за частые остановки поклоне.
Останавливаться нужно было, чтобы восстановить дыхание, не дать разогнаться сердечному ритму и смочить рот водой – если пить много, идти еще сложнее. Параллельно учат правильно дышать: один вдох на три шага. Совет помог при подъеме на Синюху.
Параллельно туристка Надежда Чернова собирает крупные грибы – вечером она приготовит импровизированное блюдо с ними, картофелем и тушенкой прямо на костре. Если бы с нами был вегетарианец, он бы позавидовал: после физических нагрузок эту вкусно пахнущую дымом еду можно было съесть вместе с ложкой.
Вверх с небольшими почти пологими площадками мы идем около 2,5 км. Иногда между хвойными верхушками открывается вид на противоположные склоны, проглядываются скалы Огородчики. Наслаждаться ими не мешают даже крутящийся вокруг рой оводов –постоянно чувствую себя Повелителем мух.
Собственно, поэтому, несмотря на жару, мы идем в закрытой одежде и плотно брызгаемся репеллентами – спасает. К встрече с клещами я подготовилась прививкой и сертификатом, впрочем, как сказал инструктор, в июле их активность снижается.
Роем летают не только оводы, но и бабочки. С крупными, часто темными крыльями, замаскированными под лес. Их и большие муравейники удается лучше рассмотреть, когда мы уже идем по ровной старой лесовозной дороге.
Это пять километров наслаждения – можно без устали любоваться небесно-голубыми анютиными глазками, редкими огоньками и даже лишайником. Он красивой зеленой бахромой свисает с наклонившихся над дорогой деревьев.
Подходя к своему лагерю у ручья Затеев, мы попадаем уже в другие декорации – несколько заболоченная поляна, сплошь покрытая растениями с широкими темными листьями. Так и ждешь, что из-за редкого дерева выпрыгнет Кикимора, Леший или Шрек.
Несмотря на частые привалы, мы приходим на два часа раньше, чем группа весной. Подкрепившись, парюсь в бане. Дальше тянет в сон. В маленьком охотничьем домике уже ждет спальный мешок на нарах с мягкими матрасами.
Второй день: долгая дорога к облакам
После сытного завтрака, снова с тушенкой, мы выходим в круговой поход к вершине горы Синюхи.
Первая остановка — Китайская стена. Это большие гранитные скалы, похожие на слоеный торт высотой с четырехэтажный дом. Такой природный бастион с перерывом тянется 1,5 км.
Легкий подъем к Малой Синюхе (1,2 тыс. м) с ее видом на крошечную Белокуриху обманчиво обнадеживает. Кажется, что путь на большую гору будет таким же простым: это всего 1,3 тыс. метров над уровнем моря. Однако общий набор высоты в итоге больше – за счет спусков в ложбины и новых подъемов.
Долго спускаясь почти по 45-градусному склону холма, думаю: «А как назад?!». Но внимание быстро переключают живописные виды: под синим небом мы пробираемся к своей цели через кусты молодой малины. По дороге видим остатки солонца – провожатые предполагают, что это ловушка браконьеров.
Небольшая передышка. Оставляем вещи и начинаем восхождение. Внимательно смотря под ноги и перешагивая через поваленные деревья, ушами ловим взмах мощных крыльев больших диких птиц. Сами в тишине не идем: периодически зажигаем петарду – не хотим встретить зубастых хозяев леса.
Следуя правилу «вдох на три шага» иду энергичнее, чем в первый день. Но правая нога от напряжения мышц к концу дня уже не хочет подниматься. Стараюсь больше смотреть под ноги: вид на большую тропу, уходящую куда-то вверх, за которой скрывается еще одна такая же дорожка, начинает демотивировать. Путь кажется бесконечным.
Врач Станислав Штрумбергер видит мое состояние и держится рядом, помогая перешагивать через бревна и проходить курумник – осыпи из больших мощных камней. Поддержка помогает даже на эмоциональном уровне: нет страха отстать.
На обратном пути, когда мы будем подниматься по крутой плоскости, где схватиться можно только за высокую траву, турист Андрей Михалев вытянет меня наверх за руку. Подбадривая: «В первом походе на Синюху мне тоже было непросто, хоть и занимаюсь бегом. Тогда я бы посмеялся, если бы мне сказали, что пойду в гору снова. Но не смог не пойти».
И вот долгожданная вершина. С плоских каменных площадок открывается круговая панорама на далекие зеленые горы, широкие долины и еле заметные поселения. Небо в хмурых кучевых облаках делает вид еще величественнее. Долго наслаждаться им мы не можем: надвигается гроза и начинает садиться солнце. Нужно возвращаться в лагерь.
Весь обратный путь, спускаясь и снова поднимаясь по склонам, мне не верится: «Сколько мы всего прошли!». А на душе легко – и никаких мыслей о работе и домашних делах.
Это еще не все
Поход в горы с самого начала и позиционируют как эмоциональную разгрузку: путешествие для тех, кто хочет испытать себя, проверить свои силы и отвлечься от всего.
Этой программой «Курорт Белокуриха» рассчитывает привлечь больше молодых туристов, которые все чаще стали интересоваться санаторным отдыхом.
Инструктор Алексей Мартемьянов мечтает, что в природном парке «Предгорья Алтая» когда-нибудь начнут следить за туристическими маршрутами: очищать тропы от поваленных деревьев и создавать инфраструктуру для привалов.
«Я много раз приводил в пример горный природный парк Ергаки в Красноярском крае. Он в три раза больше нашего: там есть указатели и скамейки, поддерживают порядок, проводят экологические акции. Создали среду, куда туристы хотят возвращаться. Это возможно и у нас», - говорит он.
В 2025 году отправиться на дикую Синюху «под наблюдением» можно до конца сентября, пока позволяет световой день.
Пробуя формат, «Курорт Белокуриха» присматривается и к другим территориям. Не исключено, что следующей локацией для походов станет Солонешенский район с его маршрутами вокруг Денисовой пещеры и к водопадам реки Шинок.