Все одинаково
Елена Вяльбе прилетела в Барнаул, чтобы встретиться с юными лыжниками и посмотреть на условия занятий в местных спортшколах. Она успела проехать по Алтайскому краю и Республике Алтай, навестить как заслуженных мастеров, так и восходящих звезд лыжного спорта.
Часть командировки по двум Алтаям она провела в Тягуне . В качестве почетного гостя она посетила веломарафон «Таежная трасса-2025». По ее признанию, решила получше узнать летний Алтай и поддержать участников гонки «Тягун-Заринск»:
«Тягун мне очень нравится. Я дважды была здесь зимой и хотела посмотреть, каково тут летом. Люди, живущие неподалеку, регулярно видят эту красоту, и для них круглый год все привычно и одинаково. А я приезжаю сюда не так часто, и для меня каждый визит уникален», – поделилась знаменитая лыжница.
Место силы
Размышляя о том, насколько алтайские рельефы и пейзажи подходят для лыжного спорта, Елена Вяльбе отметила, что у каждого человека есть свое родное место, и восприятие природы всегда окрашено личным отношением. Для нее такой землей остается Магадан, где прошли детские годы.
«Каждая лягушка хвалит свое болото, и я могу сказать, что лучше, чем в Магадане, нет нигде. Это моя родина, и там удивительная природа. Она скудная, но необыкновенно красивая. Там даже ели не растут. Но для меня эта земля все равно самая дорогая», – призналась она.
Однако и оба Алтая стабильно производят на нее сильное впечатление. За пару дней она с коллегами преодолела более тысячи километров, перемещаясь из одного региона в другой, и отметила большие перспективы развития спортивной и туристической инфраструктуры:
«Здесь необыкновенные виды, уникальные рельефы. Мне кажется, что в будущем в Алтайском крае можно развивать не только горнолыжные курорты, но и спортивные объекты для лыжников. Это будущее России, как и всей Сибири в целом», – уверена президент Федерации лыжных гонок России.
Познакомилась с Алтаем Вяльбе благодаря первому тренеру Виктору Ткаченко, работавшему в Бийске несколько лет до переезда в Магадан. По ее словам, оба региона были родными для легендарного наставника, но об Алтае он рассказывал с особой любовью:
«Алтай и Магадан для него были самыми родными местами. Он говорил, что алтайская земля – это место силы. Это действительно так, он полностью был прав. Когда едешь мимо величественных гор и завораживающих рек, понимаешь, что здесь удивительная природа. – вспоминает Вяльбе.
Мы часто останавливались у реки Катунь. Всегда казалось, что она заряжает уникальной энергией».
Особое место в ее воспоминаниях занимает Белокуриха. В прошлом году Елена приехала туда на Всероссийские сельские игры и впечатлилась не только природой, но и участниками соревнований:
«Я получила неимоверное удовольствие. Там участвовали люди, которые ежедневно заняты в сельском хозяйстве, и при этом находят время, чтобы тренироваться, играть в хоккей, бегать на лыжах. Я перед ними преклоняюсь. Это было зрелищно, грандиозно и классно», – сказала Вяльбе.
Все одно
Отдельно трехкратная олимпийская чемпионка подчеркнула разницу между Алтайским краем и Республикой Алтай. Точнее, неочевидность этой самой разницы. Вяльбе честно призналась, что для нее, родившейся в советские годы, два Алтая как были, так и остались единой территорией:
«В советское время я вообще не понимала, где край и где республика. Для всех за пределами вашего региона был один большой Алтай. Даже сейчас, когда едешь и видишь табличку “Алтайский край”, думаешь: ну вот, мы приехали. Но для меня это одно целое, огромная живописная земля, которую я не привыкла разделять», – говорит она.
При этом трехкратная олимпийская чемпионка прекрасно понимает, что у каждого региона своя самобытность. Республика Алтай более этническая, с особым колоритом, который отражен буквально во всем – от музыки и литературы до сувениров. Она подчеркивает, что объединение двух Алтаев может задеть жителей республики или края, но считает, что обижаться на такое не стоит:
«Для меня алтайцы – что из Горно-Алтайска, что из Барнаула – это просто жители Алтая. Я понимаю, что вы представляете два разных региона, понимаю этнические различия и особенности, которых больше в республике. Но для меня вы одно целое. – признается именитая спортсменка.
Наверное, кого-то это может задеть, но это не из-за незнания или неуважения. Просто для меня Алтай – огромная земля от границы Монголии и дальше, где можно увидеть все и не понять, где именно ты находишься».
При этом Вяльбе считает бессмысленным сравнивать регионы между собой. Она объездила почти всю страну и давно убедилась, что каждый российский субъект уникален. Хакасия ей напоминает Республику Алтай, а Горная Шория похожа рельефом на соседний к краю регион. Но тем не менее ощущения от поездок у собеседницы почти всегда отличаются.
Цените шансы
Елена Вяльбе сказала, что за последние 15 лет, в течение которых она возглавляет Федерацию лыжных гонок России, очень часто была в командировках и исколесила почти всю страну, природные богатства которой ее не перестают восхищать.
Она рассказала, что учит молодых спортсменов с уважением относиться к соревнованиям далеко за Уралом и ценить шансы посмотреть новые места:
«Регулярно говорю спортсменам, что они на всю жизнь запомнят поездки по регионам России и даже будут благодарить, что получили возможность побывать в самых далеких уголках нашей необъятной родины», – говорит прославленная лыжница.
Просторы Сибири и Дальнего Востока — это кладезь нетронутой природы и захватывающих дух ландшафтов.Источник: Россельхозбанк.Елена Вяльбе уверена, что российские регионы в азиатской части России недооценивают и незаслуженно обделяют вниманием. По ее словам, если Дальний Восток готов принять Чемпионат страны, значит, его нужно проводить именно там, несмотря на пессимистический настрой отдельно взятых людей.
«Я слышу критику в свой адрес за проведение будущего чемпионата России в Южно-Сахалинске. Да, не всем удобно приехать туда и даже посмотреть трансляцию, но почему жителям Дальнего Востока не должно быть обидно смотреть крупные соревнования ночью и не иметь возможности поучаствовать в событиях федерального уровня? – подчеркивает уроженка Магадана.
Там тоже живут люди, у них есть вся необходимая инфраструктура, и они тоже хотят прикоснуться к большому спорту».