Туризм

Жительница Полярного Урала о сходстве алтайских и ямальских легенд

Нина Парфенова, главный редактор по книгоизданию ГУ ЯНАО «Северное издательство», вернувшись из путешествия по Алтаю, сначала написала восторженные заметки о наших краях, а потом статью о том, что в легендах Алтая и Ямала много общего.

Расстояния ничего не значат

Читая о легендах Алтая, уже после моего путешествия в эти края, я вдруг начала открывать для себя сходство исторических событий и народов. Такие тысячи километров — больше 4500 — разделяют нас, а, оказывается, расстояния ничего не значат в человеческой жизни…

«Алтай скрывает не одно святилище и не один великий город, там целая священная страна, не доступная обычному взору, и ей уже миллионы земных лет. Великий Египет и Великая Индия, а до них империя ариев и атлантов, имели свои города и на Алтае. Следы этих племён до сих пор различимы на поверхности плоскогорья — геоглифы Укока куда древнее рисунков плато Наска. Ак-Кадын — «ледяная принцесса», чья мумия найдена на плоскогорье Укок в 1993 году, — была чудской жрицей. Изображения на её теле относятся к звериному стилю.

И звались они си’иртя

Так, думаю, что-то про чудь я уже где-то слышала… Ну, конечно, как я могла забыть о легендах Полярного Урала! Я ведь сама записывала легенду у местных жителей, ненцев: «И пришли сюда люди Семи земель. И шли они вперёд, шаг за шагом, метр за метром осваивая эту холодную, неприветливую землю. Холодные камни студили их спины, редкие деревья давали тепло. Жестокие, беспощадные ветры приносили колючие снежинки, что секли лица, как острые твёрдые камни. Но люди шли. И с ними шли олени. Их шкуры спасали людей от ветра и снега. И становились олени не просто животными, а союзниками и помощниками. Без них не выжили бы люди. «Здесь будем жить», — сказали люди и поставили свои чумы у подножия гор. И стали жить. Но оказалось, что они не первые здесь. Вышли к ним навстречу маленькие люди, красивые и приветливые, светловолосые и голубоглазые. И звались они си’иртя. Помогли они людям Семи земель, но не выдержали агрессивного соседства и ушли под землю, где и живут до сих пор, пасут земляных оленей — мамонтов. И всё реже выходят на поверхность. Напоминают о них лишь древние металлические украшения, равных которым нет, и которые ценятся у ненцев дороже золота».

Си’иртя, как считают некоторые учёные, и есть то самое легендарное племя чудь, «чудь белоглазая». Правда, описывают их по-разному — на Алтае они гиганты, а на Полярном Урале — маленькие. А тут ещё возникает закономерный вопрос: откуда же пришли эти люди Семи земель? Ответ на этот вопрос ищет уже не одно поколение историков, этнографов и философов. Высказывается множество версий. Есть, например, предположения, что предки нынешних ненцев родом из южной Сибири и Саяно-Алтайского нагорья и в I тысячелетии н.э. начали движение на Север. Неизвестно, почему двинулись, но расселившись по огромным пространствам в Западной и Восточной Сибири, ненцы очень быстро приспособились к этим сложным условиям и адаптировали к ним оленеводство, которое существует и в горах Саяно-Алтайского нагорья

Родиной ненцев был Алтай?

К тому, что родиной ненцев был некогда Алтай, склонялся и известный финнолог Матиас Александр Кастрен, в начале 50-х гг. позапрошлого (!) века видевший здесь отатарившиеся народы, у которых ещё живы были старики, помнившие свой прежний язык, оказавшийся родственным самоедскому. Оттеснённые к Северу самоеды спустились по Оби и были отодвинуты затем ещё далее к морю остяками (ханты), с которыми (как видно из народных сказаний и былин остяков) они вели некогда ожесточённую борьбу.

Посмею принять на вооружение метод Льва Николаевича Гумилёва и предположить следующее. Предки нынешних ненцев с чудью, которые по некоторым данным, тоже были весьма воинственны, ужиться не смогли и затеяли миграцию на север. И каковы же были их ужас и удивление, когда, придя за тысячи километров на север, они опять встречают их здесь? Впору самим под землю уходить…

Царское захоронение

В 2001 году экспедиция Института истории и археологии Уральского отделения РАН под руководством Натальи Фёдоровой, которая летом 2001 года вела раскопки у поселения Зелёный Яр в Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, в один из дней обследовала небольшой пойменный остров, образованный реками Полуй и Горный Полуй. За короткое время было вскрыто несколько десятков захоронений. И везде, как ни странно, находили только мужчин (взрослых и детей). И лишь одну девочку…

Вскоре обнаружили ещё четыре мумии. Три из них оказались детскими (умершим было по 5−6 лет от роду). Четвертая мумия — рыжеволосый мужчина в возрасте 30−40 лет. Тело было завернуто в бересту, специально выделанные оленьи и медвежьи шкуры и обложено бронзовыми пластинами. Изголовье зашито нитками из оленьих жил. Рядом с мумией лежали боевой топор и поясная пряжка с изображением головы медведя — символа силы и власти. Судя по всему, это было «царское захоронение» — так обычно погребали вождей.

Но главной сенсацией стало другое — учёные так и не смогли по весьма необычному внешнему облику покойного отнести его не только ни к одной из проживавших ранее или проживающих сейчас народностей на Ямале, но и ни к одной из ныне существующих на планете рас. В вожде сочетались черты людей как монгольского, так и европейского типа. Учёные полагают, что наткнулись на следы абсолютно неизвестной народности, обитавшей в этих местах примерно в XI веке. Исследователи уверены, что «могила рыжего вождя» сможет пролить свет на происхождение целого ряда этносов, ныне существующих в Европе. По большому счёту захоронение под Салехардом может оказаться одним из недостающих звеньев, способных объяснить логику миграционных процессов на планете.

По некоторым сведениям, найденная девочка тоже принадлежала к племени жрецов, совсем как алтайская принцесса. В этих краях, как говорят ненцы, немного севернее, есть несколько выходов в Нижний мир, откуда людям тоже грозят недружественные, злые силы. Правда, похоже ?

Чья ты, чудь?

Подобные захоронения с похожими артефактами находили и на Алтае, например, недалеко от села Чинета, в Ханкаринском доле, где вскрыт могильник, относящийся к IX-X векам, к так называемой сросткинской культуре. Учёными Мари Луис Густавом Менье и В.В. Радловым, которые в 1861−62 годах исследовали земляные курганы на Туриной горе близ Барнаула, относящиеся к этому же времени, был сделан вывод о том, что этот памятник был оставлен «чудью, которая ближе к тюрко-татарам, чем к другим расам Азии». В дальнейшем В.В. Радлов исследовал подобные памятники в Кулундинской степи и Барабинской лесостепи, и, сравнивая их с синхронными памятниками Горного Алтая, констатировал, что они сооружались разными «народами, имевшими в более древнее время общих предков».

Всё, теперь я окончательно запуталась в расовой принадлежности чуди и, похоже, запутала вас. А знаете, что? Поехали на Алтай и своими глазами посмотрим и сравним. Как думаете?

Мы уже заглянули за черту. Туман не задушит наших мыслей, исполненных света. Трудно путь усмотреть. Но будем зорки. Синей молнией может мелькнуть знак путеводный. Молния нежданная может прочертить сумрак, указав путь. Слышишь грохот белой воды? Это неукротимый Ак-Кем, прорываясь сквозь скалы, несётся к священной Катуни. Осыпи скользки и мокры, неустойчивы камни обрывов, но мы всё равно дойдём сквозь вой налетевших метелей, сквозь рёв ледяного ущелья, откуда дышит Великая Владычица Света. Мы всё равно дойдём до подножья Священной Горы, где Великие Духи Земли возносят свои молитвы, где даже Благословенный Владыка принимал Великую Чашу третьего посвящения, и где мастера мифической чуди оставили высеченное изображение в километр высотой на северной заледеневшей стене Величайшего Храма, известного с древних времён. Там лебединые крылья Владычицы Гор укроют нас от злобного мира, и в тихом дыханье Её чистоты сердце наше постигнет великую меру познания, которое будет даровано нам.

Думаете, это только красивые слова? Значит, вы никогда не были на Алтае! Не прислушивались к шуму бурлящих на порогах рек, в котором явственно слышатся слова на не известном нам языке; не видели яркий, крутого изгиба мостик радуги в горном распадке, такой физически ощутимый, что хочется пойти по нему далеко-далеко; не наблюдали сшибающихся в яростном порыве шаровых молний… Но у вас есть шанс это увидеть. Так дерзайте!

Использованы фрагменты статей: В. Павлюшин, Красноречивое молчание гор, «Наука и религия», № 9, 2012; Четвёртая раса, «Итоги», № 40, 09.10.01 г. Фото Рафаиля Гималетдинова и Артема Тытюка.

Смотрите также
Подпишитесь на главные новости нашего сайта через соц-сети

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость