Здоровье

Ученые при помощи макак выяснили, почему богатые люди живут дольше, чем бедные

Учёные из нескольких институтов США, Кении и Канады выяснили, что богатые люди живут дольше бедных из-за своего высокого статуса в обществе, пишет Life.

Макака Василий.
Екатерина Скорых

Биологи изучали жизнедеятельность макак-резусов и узнали, что способность самок противостоять инфекциям зависит от социального статуса этих обезьян. Экспериментальным путём установлено, что устойчивость обезьян к бактериальным инфекциям зависит от их иерархического положения в группе.

Если поместить макак в новую группу, где они никого не знают, их ранг в сообществе меняется. У тех, кто оказывается на более высокой ступени иерархии, иммунитет к бактериальным инфекциям повышается. Научная статья об этом опубликована в журнале Science.

Самок макак-резусов, выросших в неволе, изымали из их родных групп и внедряли в сообщества, в которых они никого не знали. Новых резусов представляли обществу не одновременно, а по одной. Как правило, та самка, которую ввели в группу первой, получала более высокий социальный статус, а остальные занимали скромные роли. До переселения макак-резусов в новую группу, а также через 3 месяца после него, у обезьян брали образцы крови и исследовали, насколько эффективно работают в каждом таком образце естественные киллеры — компоненты иммунной системы, уничтожающие клетки раковых опухолей и заражённые вирусами клетки, а также различные типы лимфоцитов.

С изменением ранга животного менялась и активность его естественных киллеров, то есть повышался иммунитет. При продвижении по социальной лестнице уровень естественной защиты становился выше, при понижении статуса — ниже. Последующие эксперименты выявили, что эффект был обратимым. Они опять изменили социальный статус обезьян, сформировав из них новые группы таким образом, чтобы бывшие альфа-самки получили низкий ранг, а бывшие омеги — высокий. Иммунные клетки обезьян вновь поменяли свою реакцию.

Результаты исследования обнадёживают: они свидетельствуют, что при продвижении по социальной лестнице человек может получить не только статус и деньги, но и улучшить здоровье.