Алексей Раменский,
главный редактор агентства "Тэглайн":
"Тэглайн" — так еще 10 лет назад назывался проект моего бывшего партнера Андрея Терехова. Он зародился, когда Андрей уволился со своего постоянного места работы и сделал рейтинг из 50 компаний, который получался путем опроса других компаний. Так вышло, что спустя пару лет, когда на рынке в это время не происходило вообще ничего и был известен только Тема Лебедев, выход рейтинга стал одним из немногих ярких событий.
В то время не было ни крупных мероприятий, ни рейтингов, ни порталов, ни профильных СМИ. Компании, которые делали сайты, рекламировались, размещая объявления в газетах. Своих сайтов они не делали, а на те, что были, грустно было смотреть. Мы это сильно изменили, потому что когда владельцы веб-студий понимали, что за них будут голосовать их коллеги по рынку, то стали заходить на свои сайты и видеть, что там ошибка "403", или "500", или копирайт 2001 года. И они поняли, что сами гораздо хуже, чем проекты, которые делают. Это был шквал, когда в течение месяца компании обновляли себе сайты, думая, что им это поможет, и это правда помогало. Сейчас есть десятки рейтингов и мероприятий, но при этом каждую весну все равно 200, 300, 400 компаний начинают спешно причесывать или запускать то, что не успели сделать заранее.
Сегодня мы раздаем от 25 до 50% всех заказов в среднем и верхнем ценовом сегменте в России. То есть Procter&Gamble, Lоreal, Danone распечатывают рейтинг "Тэглайн" и ищут подрядчиков там. У многих крупных компаний в конкурсной документации написано, что их интересуют компании только из десятки или из двадцатки "Тэглайн".
Ежегодно мы выпускаем семь разных рейтингов. Помимо этого у нас есть ряд смежных проектов. На протяжении трех лет мы проводили единственное в России мероприятие для веб-студий. Помимо этого мы представляем российский рынок везде, где можем. Например, ездили в Канны на фестиваль рекламы "Каннские львы", показывали там англоязычную версию рейтинга.
Как все началось и закончилось
Алексей Раменский,
главный редактор агентства "Тэглайн":
Примерно три или четыре года назад я стал замечать странную вещь: мы в нашей отрасли, я имею в виду digital-маркетинг: веб-студии, продакшны, интернет-агентства — столкнулись с некой существенной проблемой — ничего не происходит. Если вы зададите себе вопрос или спросите у своих знакомых, что происходило в вебе, что серьезно запомнилось, обнаружите, что все интересное заканчивается примерно в 2011–2012 году.
Это очень хорошо видно по СМИ: о нашем рынке все стали массово писать в 2009 году, и до 2011-го был бум, очень много интернет-деятелей было пущено в эфир, появились Максим Спиридонов с "Рунетологией", Александр Плющев, автор нескольких проектов об интернете.
К этому же времени относятся последние крупные достижения рынка: в 2011 году был бум купонных сервисов, в 2012 году — бум интернет-магазинов, а дальше что-либо происходить перестало.
И последней такой вещью было "мобильное все" и "социальное все". Социальные сети ворвались в нашу жизнь за 1,5–2 года. В 2006 году в "Одноклассниках" было 40 тысяч пользователей, в следующем году — несколько миллионов, сейчас там больше 100 млн аккаунтов. Всем казалось, что рынок уже поделен: есть поисковые системы, почтовые системы, электронные СМИ, мессенджеры, никто не предполагал, что все это можно соединить в одно и полностью украсть время людей. Но люди стали с утра до вечера сидеть "ВКонтакте". Весь офлайн ушел на одну конкретную площадку.
Но проблема в том, что мы не знаем ни одного человека, компанию или событие на рынке, за которыми должны следить сегодня.
Медиа, которые рассказывали об этом рынке, говорили, что он перспективный, что растет в два раза за год, медиа перезнакомили нас с персонами и брендами интернета, насколько им хватало бумаги и времени разобраться в вопросе. Дальше эпоха эйфории прошла, двукратный рост прекратился, зато появились новые ниши: "нано", "био" и другие сферы, в которые были сделаны колоссальные инвестиции. А в интернет никогда таких инвестиций не было. Государство построило канал, тянущийся между некоторыми городами, и все.
Онлайн 24/7
Алексей Раменский,
главный редактор агентства "Тэглайн":
В последние полтора года очень много говорят про кризис — кризис очень странный. Я помню три больших кризиса в России, и они все были абсолютно разными. Но этот кризис не пройдет. Мы очень долго сидели на нефтяной игле и продолжаем на ней сидеть. Вместо того чтобы начать зарабатывать деньги другими путями, в умах людей создают иллюзию, что мы заняты чем-то важным.
Одна из причин, по которой кризис никуда не денется, — образование не самого высокого качества.
Сегодня все, чем пользуемся, завезено из Штатов, Турции, Японии, Китая. Там крупнейшие экспортеры — технологические компании, а у нас все крупнейшее — углеводороды. Мы не занимаемся экспортом никаких наукоемких разработок, наша экономика никак от этого не зависит. Если мы завтра уволим всех программистов, дизайнеров, маркетологов в стране, с экономикой не произойдет ничего: дороги не станут лучше или хуже, медицина не будет развиваться как-то по-другому. Нужно понимать, что если мы хотим, чтобы что-то изменилось если не в стране, то хотя бы в городе, районе, том куске пространства, на котором вы находитесь, никто, кроме вас, этого не сделает.
Мы ни за какие деньги не можем нанять никакого сотрудника. Вопрос не в сумме, мы готовы платить 50 тысяч, 100, 200. Этих людей просто нет. Редактор, контент-менеджер или корректор, сколько бы вы ему ни платили, все равно будет знать русский язык хуже вас.
Через несколько лет вырастет поколение, которое будет уметь неплохо пользоваться "ВКонтакте", но будет не в состоянии вызвать себе на улице такси. Так же, как сейчас мы не можем высечь огонь с помощью камня.
Все, с кем я общаюсь, считают, что следующим шагом станут устройства, которые будут с человеком 24/7. Уже есть "умные" часы и браслеты. Той же цели — занять все наше время — служит и "интернет вещей". Это то, что ты видишь каждый день и никогда не думаешь, что там может быть интернет. Но теперь на мультиварках, чайниках, музыкальных центрах установлен Android.
Вся проблема в том, что в вебе хотят работать очень мало людей. И когда через 10 лет ваши чайники будут подключены к интернету, заниматься этим будут компании, которые сегодня не могут найти сотрудников. Мы в "Тэглайне" пытались бороться с этим, проводя стажировки. За два года мы не взяли ни одного сотрудника.
Мы регулярно проводим стажировки редакторов, и я помню эволюцию вопросов: в 2008 году мы спрашивали, почему ранний и поздний Розенталь так отличается в своем отношении к пунктуации, в 2013 году мы спрашивали, кто такой Розенталь, а сейчас мы спрашиваем, что вы читаете, и в 70% случаев слышим только Коэльо.
Сейчас рынок в стадии формирования, и это не так ощутимо, но когда все будет подключено к интернету, мы этот дефицит в полной мере почувствуем.
Мнение участника встречи
Яков Карпов,
менеджер по работе с госсектором барнаульского филиала "ВымпелКом":
Выступление Алексея Раменского оказалось воодушевляющим. Алексей, рассказывая про вроде бы сугубо профессиональные вещи, на самом деле затрагивал темы, касающиеся всего российского общества. В нашей стране да и не только в ней сложилась ситуация, которую можно назвать "полный штиль". Наподобие того паровозика, что катится по проложенным рельсам, да только под откос. Верно было замечено, что в людях нет драйва, стремления к развитию, а энтузиазм остался только в названии улицы. Для меня выступление Алексея стало вызовом: нужно не переставать развиваться в профессиональном и личном плане, менять пространство вокруг себя. Особенно это важно для телекома — постоянно меняющегося рынка. В руках проактивных людей будущее нашей страны, в том числе и российского бизнеса.Алексей Раменский стал гостем "Школы успеха".Олег Богданов, altapress.ru
Из общения с участниками встречи
— Вы говорили, что государство нам все запрещает и никак не помогает, но в последнее время есть какие-то движения нам навстречу.
— Это огромная паранойя, которую накачивают определенные люди ради того, чтобы получить заказы на российскую операционную систему, роутеры, поисковик, российское все. К этому тоже можно присоединиться, получать гранты и через три года превратиться в компанию, которая умеет писать заявки и отчеты и больше ничего.
— Какой вы видите свою компанию и рынок веба через пять лет?
— Про компанию не буду. А рынок, думаю, будет подмят под государство, поэтому я сознательно последние три года иду от рынка интернет-компаний к рынку digital-маркетинга. Когда ты делаешь сайт для дезодоранта АХЕ, это не так меняет мир, как работа в "Яндексе", но зато к тебе не приходит государство и не говорит: вы что-то не то делаете, зайдите к нам. Представить, что ты зайдешь на сайт Danone, а там висит портрет Путина, сложно, поэтому я пошел по такому пути.
— Возможно ли, что рынок просто достиг потолка и тот wow-эффект, который был, ушел навсегда?
— Я так не думаю. Просто те технологии, которые в последнее время появляются, не приводят к тому, что приходит большое количество людей с горящими глазами, которые хотят этим заниматься.
Справка
Алексей Раменский родился и вырос в Новосибирске. Уехал в Москву 10 лет назад. Основатель и продюсер Сибирских интернет-недель — крупнейшего в России и самого длинного в мире мероприятия (10 дней подряд) для интернет-специалистов и заказчиков интернет-рынка (2008–2013).
С 2006 по 2009 год был директором по развитию компании "РОЦИТ", директором по маркетингу Российского интернет-форума, основатель проектов "Рунет-дайджест", RUNET-ID, "Цензура в Рунете" и многих других. Консультировал больше 100 интернет-компаний, порталов, студий, digital-продакшнов, digital-агентств.
Факт
Агентство "Тэглайн" работает с 2006 года.
Самое важное - в нашем Telegram-канале