Жизнь

Город на краю пропасти

Таких кошмарных оползневых процессов, как в Барнауле, не бывает больше нигде: от Урала до самого тихоокеанского побережья. Только наш город методично сползает в реку. Барнаульская оползневая зона растягивается на 42 километра. Здесь около трех тысяч частных домов, несколько крупных промышленных предприятий, парк, санаторий... Вопреки представлениям обывателей, оползни не зависят от Оби. Конечно, в большое половодье, берег вымывается. Но в основном, считают ученые, оползни возникают по другим причинам.

Город повышенной влажности

- В Барнауле очень много помоек. Это беда. - Говорит начальник оползневой станции Игорь Шевченко. - Если пройдете по берегу Оби весной, когда снег сойдет, ужаснетесь. У нас на практике был один паренек, на эколога учился, так у него глаза квадратные были, когда он так прогулялся. Весь мусор везут к Оби, причем не очень далеко от города. Там, где есть выезд к берегу, туда и сваливают. На улице Промышленной валили-валили мусор, он намок и в прошлом году сошел. До самой середины канала (протока там есть) улетел. Это только одна помойка, а сколько их еще! Естественно, склон в этом месте обнажился, дерн нарушился, теперь дождями вымывается и может еще обвалиться...

Зимой в оползневой зоне из-под земли бьют родники. Причем там, где их никогда не было, за заводами. Это - утечки из коммуникационных систем. Любые грунтовые воды, будь они даже очень глубоко под землей, стремятся в Обь. Не важно, где произошла утечка, на Космонавтов или в центре города, вода все равно побежит к реке.

Обилие воды в земле - идеальное условие для оползня. Грунт намокает, наращивает массу и просаживается, а внизу оказывается водоупорный глиняный слой, по которому оползень и соскальзывает.

Никто и никогда не считал, сколько миллионов литров просачивается из коммуникаций. Просто всем известно, что водопроводы у нас ржавые и никуда не годные. Многие давно превратились в решето: ремонтировать их бесполезно. Года три назад возникла проблема с бассейном на бывшей ВДНХ. Городские власти хотели его оставить, а две верхних террасы соединить в одну. Специалисты-геофизики из Новосибирска обследовали грунт и ужаснулись: бассейн нельзя оставлять ни в коем случае, гора и так перенасыщена грунтовыми водами - мокрая сверху донизу и грозит осесть.

Гидрогеологи говорят, что за последние 10 лет уровень грунтовых вод поднялся почти на 10 метров. С каждым метром вероятность оползней увеличивается...

Улица Тачалова полна неожиданностей

Оползневую станцию в Барнауле открыли в 1974 году - после того, как обвалы разрушили жилые дома на улице Красноярской и унесли несколько человеческих жизней. Власти поняли, что оползни - это катастрофа. В опасной зоне и сейчас находятся жилые дома и крупнейшие предприятия и организации: два водозабора, санаторий "Барнаульский", Нагорный парк, общество "Мельница", речной порт, ТЭЦ-2, Шинный завод, Комбинат химволокон и другие. Гидрогеологам есть, над чем работать.

Между тем, на станции говорят, что оползни трудно предотвратить, еще труднее сказать точно, где и в каком месте в ближайшее время обвалится грунт. Чтобы предсказать оползень, нужны огромные деньги для изучения зоны. Необходимо новое оборудование. Без нормального финансирования специалисты не берутся прогнозировать оползни даже на год вперед.

- Нужно проводить геофизические исследования, сканировать поверхность земной коры, - говорит начальник станции Игорь Шевченко. - Трещины в земле иногда можно обнаружить только при помощи приборов.

Как правило, ученые предупреждают об уже очевидной опасности:

- На улице Тачалова, в Нагорной части, еще в 1991 году была обнаружена огромная трещина, прямо посреди улицы. Со временем этот разлом вылезет на поверхность, но тогда уже поздно будет.

Летом 1985 года в Нагорной части уже были обвалы - на улицах Тачалова и Кузбассовской. Тогда в реку рухнуло 300 тысяч кубометров. Городская территория уменьшилась на несколько сотен квадратных метров, а оползшим грунтом завалило часть русла Оби.

1 августа 1999 года в садоводстве "Кораблик" упало вниз около 70 тысяч кубометров сырой земли. Оползень сходил в два приема с промежутком пять-семь минут. Уничтожено 9 садовых участков, три домика отнесло от подошвы склона на 30 метров. К счастью, никто не погиб.

Огороды засасывает в воронки

В прошлом году оползней в Барнауле было в два раза меньше, чем в позапрошлом. Но зато осенью 2002 специалисты обнаружили шесть заколовшихся блоков. После того, как растает снег и пройдут весенние дожди, эти блоки могут намокнуть и отвалиться.

В районе, где проходит трасса гидрозолоудаления ТЭЦ-2, (она растягивается на пять километров) образовались четыре таких блока. Они на грани падения. Кстати золопроводы здесь постоянно рвутся оползнями, и все, что в них содержится, благополучно стекает в Обь.

Два раза в год сотрудники станции делают оползневую съемку. Пешком проходят всю прибрежную оползневую зону (42 километра), и описывают все, что видят. На процедуру уходит недели две. Бывает, что трещина проходит прямо по огороду, просто ее не видно - засажена картошкой или замыта. Гидрогеологи рассказывают местным жителям, есть ли на их земле суффозионные воронки. Это такое слабое место в почве, которое снизу размывается водой, проседает и может обрушиться вниз. Когда сойдет снег, три-четыре таких ямы будет очень хорошо видно на Поселковом пустыре. Такие воронки могут быть и на вашем огороде. Вот так стоишь, согнувшись, пропалываешь грядку - и вдруг проваливаешься под землю...

- Вот на улице Поселковой, рядом с пустырем, - рассказывает Шевченко, - отселили людей дальше от берега, а они там все равно огороды сажали. Мы проходили мимо, как раз когда они там окучивали картошку. Я им говорю: "Не сажайте вы здесь ничего и уж тем более не поливайте!" Через неделю смотрим - пол-огорода вместе с картошкой вниз ушло.

P.S. Если не вывести мусор с Оби и не заменить старые коммуникации, оползень будет разрушать город и дальше. Кстати - на отселение барнаульцев из оползневой зоны в прошлом году было потрачено 95 миллионов рублей. И ни рубля на то, чтобы убрать свалки и хоть как-то укрепить берег.

Ожидаемые катастрофы:

- Через 5-7 лет упадут в реку дачные домики садоводства "Обь" в районе Гоньбы.

- Через 5-8 лет упадет в овраг участок Барнаульской нефтебазы Оползни здесь каждый год "съедают" от 3 до 4,5 метров земли.

Тут же, в средней части склона, куда рано или поздно свалится нефтебаза, текут грунтовые воды. А из хранилищ течет топливо. Два потока сливаются в Обь. Неподалеку, по переулку 1-й Амурский проходит трещина - готов отвалиться солидный грунтовый блок.

- Через 15-20 лет грозит рухнуть в обрыв здание овчинно-меховой фабрики. На обрыве в 1998 году была обнаружена 40-метровая трещина вдоль склона, а внизу журчат родники.

- В ближайшие годы (скорее всего) рухнет "Пустырь Поселковый". Это огромный кусок грунта, который висит прямо напротив Затона. В нем около миллиона кубометров грунта. Пустырь опускается уже более 20 лет и с каждым годом все быстрее и быстрее.

Гидрогеологи предупреждают о страшных последствиях этого оползня. Если в это время в Оби будет много воды - волной накроет поселок Затон. Если мало - перекроется треть русла реки.

"Живем, как на вулкане"

Жители оползневой зоны весне не радуются. Мы побывали на улице Тачалова, в самом "очаге" оползня. На краю обрыва стоят остатки жилищ - их хозяева переселены в благоустроенные квартиры. Соседние дома еще не разрушены - в них живут люди. Но это не на долго...

Супруги Казанцевы приехали в Барнаул 1975 году. Их предупреждали - не стоит строить дом в оползневой зоне.

- Да тьфу на вас с вашей оползневой зоной, вон еще сколько до берега, - рассердилась тогда Раиса Казанцева. А через несколько лет она уже боялась выйти в собственный огород. Сейчас их дом по улице Тачалова, 133 уже совсем недалеко от обрыва.

В прошлом году прямо по огороду Казанцевых прошла небольшая трещина. А за огородом - огромная яма, шириной в грузовик и глубиной около двух метров.

Жителям соседнего дома повезло меньше: однажды ночью в обрыв улетела половина их приусадебного участка, в том числе гараж вместе с машиной. Обвалилась веранда. Людям пришлось выбираться из дома через окно. В эту же ночь еще один дом треснул пополам.

- Я бы с удовольствием переехал, только бы дали квартиру. Но, видно, так и будем жить на краю смерти, - говорит Владимир Казанцев.

Надежда ТИУНОВА.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость