Поймать дилера
Два года назад журналисты сайта Balnaul.fm исследовали, трудно ли стать закладчиком наркотиков в Барнауле. Оказалось, не просто, а слишком просто. Не нужно углубляться в даркнет. Дилеры бойко набирают «персонал» через Telegram.
«Покупатель и продавец не видят друг друга. Оформление сделки идет с помощью бота. Как только дилер получает деньги, покупателю высылается инструкция по поиску своего заказа. Поймать продавца за руку при таких сделках невозможно», — рассказали журналисты.
Под ник-неймом «Аид»
С того времени, похоже, мало что изменилось. Набираешь в поисковой строке Яндекса слова «закладчики-Барнаул» — и поисковик тут же выдает страничку действующего «магазина».
На главной странице посетителя встречает чат-бот. Он всегда готов ответить на вопросы и порешать проблемы. «Убойно», «ровно» — так отзываются об этой «лавочке» то ли ее клиенты, то ли сами дилеры под маской клиентов.
В марте 2019 года Центрального райсуд Барнаула осудил на 5,5 лет колонии молодую женщину-закладчицу. Сбытом "синтетики" она занималась через такой вот магазин. Его оператор под ник-неймом «Аид» сообщал ей адрес тайника с мелкооптовой партией. Она ее забирала, раскладывала пакетики по новым потайным местам и передавала оператору координаты: "Пять метров на юго-запад от дома №..."
Ловля на первой закладке
Для тех, кто поймался на эту легкость и соблазнился на обещание больших заработков, все заканчивается быстро: как правило, через один-два месяца закладчика ловят и возбуждают уголовное дело. Женщину, которая действовала через "Аида", поймали на третьей закладке.
Но бывает, что забирают и с первой. Как раз такой пример приводит Людмила Рязанцева, старший помощник руководителя краевого СУ СКР по взаимодействию со СМИ.
Заработать на распространении решил девятиклассник из Новоалтайска с младшим товарищем (ему еще не было 16 лет). Парнишки получили 11 граммов наркотического вещества, разложили в 20 пакетиков, разнесли… И тут же были задержаны.
«В школе девятиклассника характеризовали очень положительно, он всегда помогал родителям. И, наверное, решил помочь им и финансово», — сказала Рязанцева.
Полиция вместо знакомого
В основном такие дела расследует полиция, следком — только дела с участием несовершеннолетних. Правоохранители секреты высокой раскрываемости не выдают. Известно, что в ряде случаев сбытчиков вылавливают в ходе оперативно-розыскного мероприятия, проводимого самой полицией.
К примеру, в мае 2019 года Индустриальный райсуд Барнаула осудил молодую маму троих детишек. Она не была закладчицей — решила подзаработать на единичных продажах. Из текста приговора отчетливо видно, как ее поймали.
Пакетики "синтетики" она трижды "толкнула" знакомому. Тот каждый раз брал свертки с веществом розового цвета и сразу же относил их в полицию — это было оперативно-розыскное мероприятие «проверочная закупка».
На третий раз вместо знакомого в дом с обыском заявилась полиция… Суд дал ей 4 года 3 месяца колонии, но отсрочил исполнение до исполнения младшему ребенку 14 лет.
Похожая история случилась и с жителем Шипуново: он сбыл за 500 рублей наркотическое средство, покупатель сразу сдал его в "органы". Скоро домой к нему пришли полицейские, которые обнаружили припрятанные коноплю и гашиш. В апреле мужчину осудили.
Условных сроков не дают
Но 4 года 3 месяца — это, в общем-то, цветочки. Взрослые сбытчики могут заработать и 12 лет, и больше — до 20, поясняют в следственном комитете. Увы, большими деньгами привлекают к этому делу и подростков. Но как только им исполнится 16, с ними уже не будет "нянчиться" отдел по делам несовершеннолетних. Вместо больших денег они получат сроки.
«Заманивают несовершеннолетних тем, что говорят — ну, что тебе будет? Ты же несовершеннолетний», — рассказывает Константин Мальцев, и.о. руководителя СУ СКР по краю.
Обычные сроки для подростков: 3-4 года. Но это — в случае, если их преступление квалифицируются как покушение на сбыт: к примеру девятиклассник из Новоалтайска приговорен к 3,5 годам лишения свободы в воспитательной колонии. А вот за сбыт перспектива отдать колонии до 10 лет жизни — вполне реальная.
В августе 2019-го краевой следком завершил расследование крупного дела закладчиков, распространявших зелье в трех городах региона. Из 13 обвиняемых пятеро — подростки. Судьба их уже сегодня, до суда, более-менее понятна.
«Условных сроков по делам о сбыте наркотических веществ нет», — пояснили в следкоме.
Расходный материал
Тех, кто в самом низу, «на земле», распространяют дурь среди наркоманов, видимо, не случайно сбытчики называют «расходным материалом». Потому что их, в основном, и ловят.
К примеру, в деле жительницы Барнаула, получившей 5,5 лет, все команды отдавал «капитан Никто» — в приговоре этого человека называют неустановленным лицом. Именно он разложил оптовую партию свертков, которую женщина нашла и разложила по тайникам. И он так и остался неустановленным. Иногда такого оптовика поймать все же удается.
«От закладчиков мы доходим, как правило, до второго уровня. А до завода, где производится наркотическое средство, этих уровней очень много", — объяснил Артем Россоха, руководитель отдела процессуального контроля СУ СКР по краю.
Латентность и конспирация в таких делах весьма высокая, переговоры ведут через Интернет и мессенджеры на условиях полной анонимности, в сеть заходят через анонимайзеры.
"Закладчикам становится известно местонахождение тайника только после того, как лицо, которое там оставило наркотическое вещество, ушло. И его ловить уже поздно. Следов они оставляют минимальное количество и постоянно обновляют инструкции для сбытчиков", — продолжил Россоха.
С начала 2019 года краевой СУСК направил в суд 18 уголовных дел с участием несовершеннолетних. Семь из них касаются закладчиков. Дел, в которых участвуют только взрослые сбытчики, конечно, намного больше.
Самое важное - в нашем Telegram-канале