19 января отмечается Богоявление, иначе Крещение Господне — двунадесятый не переходящий праздник. В православной церкви Крещение и Богоявление — это один и тот же праздник, который отмечается через 12 дней после Рождества Христова. Во время крещения Иисуса Христа на реке Иордан произошло то, что называется Богоявлением. В тот момент, когда Иисус вышел из воды, многие присутствующие увидели Святого Духа, в виде голубя и услышали глас Отца с небес. Вот таким образом, Бог явил себя в святой Троице.
А вот в Римско-Католической церкви Крещение и Богоявление — это два разных праздника.
Описание события Крещения дано во всех четырех Евангелиях. Когда Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, он пришел к священнику, крестившего людей и призывавшего их к покаянию, а затем пришел на реку Иордан. Там таинство крещения над ним совершил Иоанн Предтеча. Крестившись, Иисус Христос дал понять, что готов начать исполнять предначертанное свыше.
Праздник Крещения Господня начинается 18 января. Этот день называют навечерием Богоявления (Крещенского сочельника). В храме совершается вечерня с Божественной литургией святителя Василия Великого, а после заамвонной молитвы проходит чин великого освящения воды. Священник через царские врата выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинает освящение воды.
Утро 19 января начинается с праздничной церковной службы — Литургии святителя Иоанна Златоуста. Также после заамвонной молитвы проходит освящение воды.
Потому что Христос крестился вне храма. Обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в память о крещении Спасителя появился в Иерусалимской церкви только в IV-V веке. Вслед за ним в Русской православной церкви водоосвящение в Навечерие (18 января) стали проводить в храмах, а в сам праздник совершать чин освящения на реках, озерах, источниках и в колодцах (так называемое "хождение на Иордань").
Раздача святой воды верующим практически во всех храмах и приходах проходит как 18, так и 19 января.
На льду водоема вырезают крест-прорубь, которую называют Иордань — в честь реки, в которой принял Крещение Христос. Рядом ставят вырезанный ледяной крест.
Священнослужитель освящает прорубь. На месте водоосвящения крест кладется на стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. После молитвы священник благословляет воду крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо в воду. После окропляет всех верующих.
Перед погружением в ледяную воду принято трижды перекреститься. Окунаясь (как правило, с головой), говорят: "Во имя Отца и Сына, и Святого Духа". Трехразовое погружение в воду означает смерть Спасителя, а выход из нее — трехдневное Воскресение Иисуса.
Богоявленская (крещенская) святая вода называется в православной церкви великая агиасма (великая святыня). К освященной воде христиане с древних времен относятся с благоговением. Она долго не портится и остается свежей.
Пить ее принято только натощак.
Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня и ее чудесных свойствах (в первую очередь способности не портиться в течение долгого времени) есть в одной из антиохийских проповедей Иоанна Златоуста (387 год).
По советам врачей, в холодной воде можно находиться не более двух минут. Именно такой временной интервал не должен навредить здоровью. Нельзя окунаться в прорубь при сильных респираторных заболеваниях, при болезнях сердечно-сосудистой системы и в состоянии алкогольного опьянения.
Купание в полынье, или, как ее называют в Иордани - это не исконная, как принято думать, а сравнительно недавняя российская традиция. Ей всего несколько лет.
Большинство священнослужителей придерживаются мнения о том, что полностью окунаться в холодную воду совсем не обязательно. В заповедях об этом ничего не сказано. Также мифом является утверждение о том, что смываются все грехи человека, накопленные за прошедший год. Это, скорее, сказано в переносном смысле.
Накануне Крещения верующие соблюдают строгий пост до вечера, а после отмечают "голодную кутью", Свят Вечер. Родственники за семейным столом едят постные блюда — рисовую, пшенную, ячменную кутью (кашу на воде) с медом, орехами, изюмом или вареньем, вареники с капустой, блины, рыбу, пьют кисель.
А вот в сам праздник накрывается богатый стол.
В 18 и в 19 веке, в Санкт-Петербурге, "во льду против Зимнего дворца вырубалась прорубь. Сначала в храме служился молебен, святой водой окроплялись знамена гвардейских полков. От главного, Иорданского, подъезда Зимнего, ко льду и далее по льду, устраивались сходни и мостики, украшенные флагами и гирляндами. Вдоль них выстраивались гвардейские части в зимней парадной форме без шинелей, солдаты без перчаток – такова была традиция. На лед выходила и царская семья.
Митрополит опускал крест в воду, и в это время давался 101 выстрел из пушек Петропавловской крепости. Все по очереди подходили испить воды из Невы, несмотря на то , что санитарная инспекция уже тогда запрещала это делать. После водосвятия царь принимал Крещенский парад. Массового купания не было вплоть до ХХ века.
Самое важное - в нашем Telegram-канале