Соковый бизнес в 2010 году "Сократика" начала, можно сказать, вынужденно. Изначально оборудование, на котором сейчас выпускаются напитки, было заточено под производство джемов. Делались они под собственной торговой маркой одной из торговых сетей края. Все было бы ничего, но в один прекрасный момент ретейлер решил, что товар для него дороговат. Константин Быстров, гендиректор "Сократики", вспоминает, что в тот период сильно подскочила цена на сахар, закупать его крупными партиями и тем самым экономить небольшое предприятие не могло себе позволить и предложило сети сделать переоценку готовой продукции. Но та была непоколебима в своей позиции: если не можете производить дешевле, это ваши проблемы. В итоге сотрудничество пришлось прекратить. Сейчас можно сказать: все, что ни делается, — к лучшему.
Идея, чем заниматься далее, Константину Быстрову пришла неожиданно, во сне. Он вспоминает, что, вскочив утром субботнего дня с постели, тут же побежал на работу. Первые эксперименты по производству мякоти для соков провел на том, что попалось под руку. Это были апельсины. "Мне надо было понять, сколько положить сахара, сколько лимонной кислоты, чтобы этот продукт воспринимался как нормальный напиток, — рассказывает Константин. — Могу сказать, что этот опыт не особо удался, но дал нам направление развития".
Чтобы разработать первые рецептуры, пришлось пройти целую череду проб и ошибок. Иногда десятки литров готовой, но не подходящей по вкусу или консистенции продукции приходилось выливать в канализацию. А что поделать: творчество требует жертв.
Сейчас в ассортименте "Сократики" уже более десятка наименований соков и нектаров. Сделаны они преимущественно из алтайских ингредиентов: черноплодной рябины, облепихи, свеклы, тыквы. Взамен израильского и азербайджанского яблочного пюре, которое используют другие производители, "Сократика" закупает сухофрукты. А если берет яблоки, то только российские. Они, по утверждениям специалистов, содержат больше всего пектина, природного загустителя.
Предприятие потихоньку присматривается и к моркови, первые пробы по изготовлению из нее натурального сока уже проведены. Все подходит под стандарты ГОСТа.
Кстати, алтайские ингредиенты директор "Сократики" считает самыми лучшими. Надо признать, не он один. "Пять лет назад в Белокурихе был большой медицинский конгресс, — рассказывает Константин Быстров. — Съехались делегации из Индии, США, Китая. И когда они увидели, что вдоль дорог растут кусты облепихи, сказали, что мы буквально по золоту ходим. В Индии проращивают семечку облепихи и специально высаживают ее в гористой местности. Если веточка сломалась, ее аккуратно режут и заваривают в чай. А у нас в Алтайском крае облепихи много, а переработчиков практически нет".
Еще одним "сокровищем" Константин Быстров называет обыкновенную свеклу. "Сократика" стала первым предприятием в России, которое начало из нее делать напиток. А толчком послужил опыт американских пловцов и лично многократного олимпийского чемпиона Майкла Фелпса. Оказалось, завоевывать победы ему помогал свекольный нектар с мякотью, который спортсмен принимал в период подготовки к соревнованиям. А ведь давно известно, что этот продукт способствует быстрому восстановлению тонуса мышц, улучшает кровеносную систему, очищает организм от шлаков и токсинов. В общем, свекольный нектар лучше любого допинга.
Кстати, почувствовать это на себе теперь могут не только американские спортсмены. Свой свекольный напиток "Сократика" предоставляет алтайским боксерам и пловцам, причем абсолютно бесплатно.
Для обычных людей вся продукция доступна на социальных ярмарках. По словам Константина Быстрова, в выходной день они продают около 2–3 тонн соков. Продукция расходится также через мелкооптовые базы и небольшие магазины. Надо сказать, что у "Сократики" был опыт работы и с торговой сетью METRO. Производитель один из первых встал на полки барнаульского магазина ретейлера. Однако продлилось это всего год. Отсрочка платежей в 60 дней, которой торговая сеть может по закону пользоваться, свела на нет всю выгоду этого сотрудничества. Продолжать кредитовать мирового гиганта маленькая "Сократика" не решилась.
Примечательно, что ее соки и нектары уже известны за пределами России. Еженедельно семь тонн напитков отгружается в Казахстан. Возможно в ближайшее время география зарубежных поставок еще расширится. Недавно компания отправила на пробу в Китай несколько видов своей продукции. Потребителям из Поднебесной все пришлось по вкусу. Передали: "Шлите еще".
Сам Константин Быстров признает: поставки в Китай — это тоже своеобразный эксперимент. Выходить на такой бескрайний рынок по-серьезному стоит только при больших объемах выпуска. Похвастаться этим "Сократика" пока не в состоянии. В настоящий момент все производство располагается в небольшом помещении на территории одной из барнаульских больниц. Такое соседство назвать подходящим сложно. Из-за шума работающей вытяжки, которая может помешать пациентам, у предприятия нет возможности работать в ночную смену. А ограниченность площадей не позволяет хранить большой объем продукции. Сейчас здесь выпускается не более трех тонн соков и нектаров в день.
Логично, что в свое время руководитель "Сократики" задумался о расширении. И вот уже два года длится "эпопея" по строительству собственного мини-завода. Он бы позволил увеличить производство минимум в три раза, начать выпуск новых видов продукции. Но пока это только планы.
Сложности со строительством начались еще на этапе выделения земельного участка, оформление которого длилось больше года. Все документы из переписки с чиновниками по этому поводу даже не влезали у Константина Быстрова в портфель. Ситуация сдвинулась с мертвой точки только тогда, когда предприниматель написал о своей проблеме в интернет-приемную губернатора. Сам говорит, что это уже был жест отчаяния. После обращения все процедуры удалось завершить меньше чем за две недели.
Далее встал вопрос с обеспечением необходимой инфраструктурой. Только на подключение к электрическим сетям энергетики запросили у "Сократики" 2,3 млн рублей. И это при условии, что кабель и трансформатор компания должна купить за свой счет. Сейчас производитель рассматривает варианты установки газового оборудования, которое бы позволило вырабатывать собственное электричество. Стоимость его при этом будет в разы меньше.
На сегодняшний момент работы на новой площадке проведены на 45%. Но чтобы завершить все полностью, необходимо дополнительное финансирование. А его, к сожалению, пока не хватает. По этой причине свой проект мини-завода "Сократике" пришлось перевести в статус недостроя. Так компания хотя бы может сэкономить на плате за землю. Далее можно попробовать оформить кредит. Сумма по нынешним меркам небольшая — около 5 млн рублей. Первые обращения в банки не увенчались успехом. Заемщиков не устраивает размер залога компании и имеющаяся на сегодняшний день выручка. Но увеличить эти показатели она сможет только при запуске нового производства. Правда, без помощи банков это сделать вряд ли удастся. Вот такой замкнутый круг получается.
Тыква, лайм и мята
Свое сибирское ноу-хау — тыквенный мохито "Сократика" начала производить в конце октября. Это были первые пробные несколько партий. Продукт разлит в бутылку объемом три литра. В состав нектара вошли тыква, экстракт мяты, сок лайма. В компании заявляют: тыквенный мохито в промышленных масштабах не выпускает больше никто в России. Такой напиток раньше делали только в ресторанах и кафе, а также в домашних условиях. За осень "Сократика" уже переработала порядка девяти тонн тыквы.
Существует распространенное мнение, что мохито был любимым коктейлем Эрнеста Хемингуэя. Однако последние исследования, посвященные биографии писателя, утверждают, что это невозможно, так как Хемингуэй страдал сахарным диабетом и мохито для него был слишком сладким
Происхождение слова "мохито" малоизвестно. Некоторые считают, что оно связано с испанским словом mojo, которое является универсальным обозначением соуса и происходит от глагола mojar, означающего "становиться влажным"
Авторство предшественника мохито, коктейля "Драк", приписывают бравым английским пиратам Фрэнсиса Дрейка. Тогда, в XVI веке, мяту и лайм в грубый пиратский ром добавляли по двум причинам — они служили профилактикой болезней и заглушали жуткий вкус.
Самое важное - в нашем Telegram-канале