«Домашнее задание»
С одной стороны, библиотека — не производство непрерывного цикла и кажется, что легко можно повесить амбарный замок на двери, а сотрудников отправить по домам. Продукты и лекарства из-за этого не исчезнут. Однако не все так просто.
Закрытая библиотека – это не только несостоявшиеся презентации книг, встречи с писателями, литературные вечера, встречи клубов по интересам, – хотя и это все – большая печаль для многих. Закрытая библиотека — это тысячи студентов, которые остались без важных книг. А ведь еще и сессия выпала на период карантина. Ученые остались без необходимой литературы для исследовательской работы.
И это не все - более 70 тысяч читателей, которые берут на абонементе бумажные книги на дом, теперь остались без любимого досуга. И еще есть невидимый стороннему человеку аспект – внутренняя работа библиотекарей, благодаря которой наполняются и работают электронные ресурсы – электронная библиотека и электронный каталог, например.
Поэтому просто захлопнуть дверь, повесить табличку «мы на карантине» и спокойно идти отдыхать было невозможно.
«Как и всем, наверное, библиотеке было сложно неожиданно погрузиться в новые условия. За короткий срок было необходимо наладить работу в «удаленном» режиме, экстренно вводить новые опции", - рассказывает директор библиотеки Татьяна Егорова.
Татьяна Егорова,
директор библиотеки им. Шишкова:
Большинство библиотекарей получили «домашнее задание» - занимались ретровводом, то есть наполнением электронного каталога описаниями книг, которые поступили в библиотеку ранее 1993 года, создавали новые записи в электронном каталоге и вносили старые из бумажной картотеки. Это позволяет легко найти нужную книгу, даже если читатель владеет не всеми данными, не знает точного названия или автора. А при дистанционном обслуживании это очень важно для пользователя, особенно когда рядом нет библиотекарей, которые всегда спешат на помощь. Для удобства сотрудники получили на дом каталожные ящики со всем содержимым и технику.
За время самоизоляции сотрудниками библиотеки был проделан огромный объем работы. В электронном каталоге появились описания более 14 тыс. книг из фондов, которые раньше можно было найти только в карточном каталоге в самой библиотеке. Это очень много. Благодаря усердию сотрудников, работа с фондом в дистанционном режиме стала для пользователей еще эффективнее.
Надо сказать, «Шишковка» давно озаботилась качеством и количеством удаленных сервисов, поэтому к предлагаемым обстоятельствам оказалась готова. Постоянно велось пополнение электронной библиотеки, в которой сейчас без малого 30 тыс. полных текстов книг, в том числе и редких.
Также в "Шишковке" обновили и улучшили краеведческий портал «Весь Алтай», где собрано огромное количество материалов об Алтайском крае.
Пользовались большой популярностью и социальные сети библиотеки. При обычных условиях работы прирост аудитории в месяц по всем страницам в социальных сетях составлял около 100 человек, в период самоизоляции показатель увеличился вдвое. А объем трафика из соцсетей на сайт вырос втрое: так, например, в апреле на сайт Шишковки перешли сразу 8697 пользователей соцсетей.
Татьяна Егорова,
директор библиотеки им. Шишкова:
Помимо этого, еще большей популярностью стала пользоваться выдача электронных книг через ЛитРес. Каждый, у кого есть читательский билет, может получать новинки, бестселлеры, абсолютно любые книги — бесплатно. За два месяца изоляции посещаемость ЛитРес выросла до 11 тыс. То же касалось читателей муниципальных библиотек, которые «подключены» к нашей системе. Коллеги быстро соориентировались: к моменту закрытия с нами по соглашению с ЛитРес работало 21 муниципальное образование, спустя два месяца число увеличилось до 55.
Не стояла на месте и издательская деятельность, которой библиотека занимается уже много лет. Редакторы и корректоры трудились над текстами авторов, оформители выполняли свою работу.
Готовность №1
В перечне сервисов «Шишковки» есть спектр платных услуг, и некоторые из них весьма важны для студентов и ученых. Речь идет прежде всего о списках литературы. Составить и правильно оформить список — задача непростая. Поэтому недавно библиотека освоила дистанционное обслуживание этого направления.
Теперь для всех желающих появился онлайн-доступ к перечню платных услуг. Это и библиографические списки, патентный поиск и даже доставка документов.
Сейчас библиотека полностью готова к открытию – при любых вариантах ограничительных мер.
Татьяна Егорова,
директор библиотеки им. Шишкова:
Первое, что необходимо сделать сразу — это возобновить запись читателей в библиотеку. На самом деле, многие люди пострадали от того, что не были к нам записаны, ведь некоторые многие функции доступны только по читательскому билету. Например, тот же ЛитРес. Нам бы очень помогло, если бы запись в библиотеку можно было осуществлять через портал Госуслуг, и мы несколько лет работаем над этим вопросом. Но, к сожалению, библиотечное обслуживание пока не входит в перечень государственных услуг.
Библиотека организует на первом этаже пункт выдачи книг из абонемента: заявки на книги будут приниматься по электронной почте и телефону и выдавать уже готовые заказы нашим будут пока без доступа читателей непосредственно к книжному фонду.
Разумеется, все действия будут проходить с соблюдением мер безопасности для читателей и библиотекарей. Сотрудники обеспечены средствами индивидуальной защиты: маски, при необходимости перчатки, на входе в библиотеку обязательно измеряют температуру. Сдавать прочитанные книги можно через станцию самостоятельной книгосдачи. Вернувшиеся книги проходят обработку.
«Возможно, нам будет разрешено открыть на первом этаже и мини-читальный зал для ограниченного количества людей, которые смогут поработать в библиотеке непродолжительное время. Также будет возобновлено оказание таких услуг, как доступ в Интернет и к электронным базам данных», - говорит Татьяна Егорова.
На расстоянии клика
«Есть знаковые мероприятия, будь то 75-летие Победы, Шукшинские чтения, фестиваль Роберта Рождественского, в которых мы участвовали ежегодно, очень ждали и готовились. Это наша жизнь. И просто отказаться от этого, даже в условиях ограничительных мер, невозможно: часть мероприятий перешла в онлайн-формат» - рассказывает директор "Шишковки".
К 75-летию Победы команда библиотеки подготовила электронную коллекцию для сайте, где собраны полнотекстовые документы о Героях Советского Союза - уроженцах Алтайского края, записаны несколько видео-лекций в рамках проекта «Постигаем Алтай».
Лекции вызвали большой интерес, около двухсот учеников края и соседних регионов стали участниками, находясь дома в режиме самоизоляции. Еще разработана викторина «Алтайский край в годы Великой Отечественной войны», от Литературного театра библиотеки выпущена серия роликов со стихами о войне.
С 4 июня «Шишковка» запустила радио-проект «Помним. Семейные истории Победы». После ремонта у библиотеки появилась собственная студия звукозаписи и делать программы можно, не выходя из родных стен. Истории о своих солдатах Великой Отечественной войны расскажут читатели, друзья и партнеры библиотеки. Всего запланировано 13 программ, которые транслируются эфире «Радио России».
В день рождения Василия Макаровича Шукшина, 25 июля, мы все сможем наблюдать онлайн-спектакль «Кукушкины слезки» в исполнении «Литературного театра». Кстати, именно с «Кукушкиными слезками» библиотека участвовала в Международной книжной ярмарки (Frankfurter Buchmesse) во Франкфурте-на-Майне в октябре 2019 года.
Татьяна Егорова,
директор библиотеки им. Шишкова:
На Шукшинский фестиваль в этом году к нам должен был приехать Григорий Служитель – автор романа «Дни Савелия», который получил вторую премию «Большой книги». К этому событию нашей библиотекой был подготовлен фотоконкурс «Роман с котом». Идея пришлась по душе читателям, для конкурса сделано 166 фотографий. И, хотя встреча с писателем не состоится, Григорий подпишет книгу победителю фотоконкурса.
«Я дам вам денег»
«Эти два месяца еще раз подтвердили, что библиотека - абсолютно живой институт с большими перспективами и огромной востребованностью. Ведь в библиотеку приходят не только почитать, но и поговорить о книге, найти единомышленников, друзей. Наши читатели скучают по этому. Нам звонят, пишут в социальных сетях: со словами поддержки и предложением помощи, с требованием срочно открыть библиотеку, с бесконечными вопросами «когда», продолжает Татьяна Егорова.
Мы посмотрели, что писали читатели своей Шишковке. Делимся с вами некоторыми сообщениями:
"Давайте я вам денег дам, только книжку выдайте! Мы встретимся тайно, никто не будет знать. Ну, пожалуйста!"
"Мне волонтеры продукты привозят, а книжки можно? Волонтеры согласны, выдайте срочно. Я ветеран, мне книжки нужны!"
"Ребенку список литературы на лето выдали, а как его читать? На 10 тыщ президентских как раз весь списочек потянет, если покупать, но он вряд ли это имел в виду. Так что срочно надо вас открывать, срочно. Лето идет, чтение - не идет. Все плохо!"
Ангелина Белоус
Самое важное - в нашем Telegram-канале