Жизнь

Когда никто не виноват. От чего умер ветеран Великой Отечественной Николай Киселев?

Сейчас, в канун годовщины великой Победы, мы готовимся к всевозможным торжествам, мероприятиям, пафосным речам, славящим героев Великой войны. Пожалуй, этих речей будет даже больше, чем осталось в живых самих ветеранов.

Но с этим ничего ведь не поделаешь, правда? Они уходят, но мы-то помним, мы ведь умеем помнить, особенно в праздники. А в будни, в текучке бывает по всякому...Николай Иванович Киселев до 60-летия Победы не дожил - умер в 2001-м. Его дочь, Людмила Николаевна Киселева, все эти четыре года пытается доказать, убедить власть в лице работников прокуратуры, чиновников от медицины и соцзащиты в том, что смерть ее отца была не просто смертью старого больного человека, в которой винить некого, кроме времени, судьбы, болезни. Людмила Николаевна уверена, что виновные в том, что случилось с ее отцом, есть. Однажды она почти сумела убедить в этом тех, от кого зависит соблюдение законности. Но ненадолго.

Положено-не положено

В декабре 2000 года выездная комиссия Каменского бюро медико-социальной экспертизы освидетельствовала на дому, в селе Панкрушиха Каменского района, ветерана Великой Отечественной войны Николая Ивановича Киселева. В результате был сделан вывод: имеются показания для обеспечения больного -инвалида первой группы - специальным транспортом. Но...

Людмила Киселева, дочь:

- Мой отец - участник войны, кроме того, в 1951 первом году он был репрессирован, несколько лет провел в заключении. Отец очень сильно болел, в 1960 году ему сделали операцию по удалению хрусталика левого глаза. Осенью 2000-го он лежал в краевом госпитале с диагнозом "аденома предстательной железы", после проведенной операции у него отказали ноги. 11 октября, за день до выписки, я обратилось к главному врачу краевого бюро медико-социальной экспертизы Александру Гончаренко с просьбой освидетельствовать отца на инвалидность.

В просьбе Людмиле Николаевне отказали, сославшись на нехватку врачей. Но все же ей удалось договориться, что освидетельствование больного проведут медики Каменского бюро МСЭ. В конце концов Киселеву была выписана справка инвалида первой группы за подписью главврача Каменской МСЭ Полякова.

- Чтобы как-то поддержать отца, привязать его к жизни, я решила поставить его в очередь на приобретение транспортного средства, - рассказывает Людмила Николаевна, - была положена "инвалидка" с ручным управлением. Обратилась к доктору, курировавшему ветеранов, были оформлены документы, но в итоге от того же Полякова был получен ответ - медицинских показаний, дающих право на получение автомобиля, недостаточно...

Возможно, если бы Людмила Николаевна знала, понимала тогда, почему ее отправляют то за одной, то за другой бумажкой, почему говорят многозначительно, что машина, мол, "стоит 50 тысяч", - все бы получилось тихо-мирно-благополучно. Но она не знала и не хотела знать, к кому и как подходить с "презентами". Ей казалось, что все очевидно: вот же бумаги, вот справка об инвалидности, в госпитале отца вели три врача, он имеет полное право - что еще надо-то? 26 декабря комиссия в составе двух врачей отправилась освидетельствовать больного на дому.

- Врач Бабушкина прослушивала отца, даже не сняв шапки-ушанки, - вспоминает Людмила Николаевна, - а когда он попросил совета, что делать с больными ногами, ему посоветовали обратиться в поликлинику, за 12 километров... Тут же выяснилось, что Бабушкина не взяла с собой отцовское заявление на машину. Но ее коллега, Саранчин, успокоил - все равно не понадобится, не полагается больному машина. Да и тем более пациент, явно не жилец...

Против ранее собранных документов, дающих право на получение автомобиля, у комиссии нашлось веское "но" - поставленный Николаю Киселеву диагноз являлся противопоказанием к вождению автотранспорта. О том, что в таком случае закон устанавливает право на получение ветераном автомобиля с правом передачи другому лицу, почему-то не вспомнили.

Впрочем, "недоразумение" разрешилось достаточно оперативно: уже 4 января после обращения Людмилы Николаевны в Барнаул, к краевым кураторам врачей Каменской МСЭ, было вынесено экспертное заключение: медицинские основания для выделения машины Киселеву все же имеются. Но тут выяснилось - не хватает документов, подтверждающих, что Киселев Н.И. является ветераном ВОВ. И вновь чиновникам потребовались уточнения и дополнительные бумаги. И справедливость уже начала было торжествовать, когда самому Николаю Киселеву это оказалось уже ни к чему: 7 января он умер. После того декабрьского визита эскулапов у ветерана резко ухудшилось состояние, открылся свищ в брюшной полости. Все закончилось после сердечного приступа.

Виновных нет

Вообще-то управу на людей, которые, как считает Людмила Николаевна, стали виновниками смерти ее отца, она нашла довольно быстро - и двух лет не прошло. Сначала, правда, после многочисленных жалоб и заявлений получила только ответ из краевого комитета по социальной защите: все нормально, Людмила Николаевна, мы разобрались, врачам указано на нарушение деонтологии (врачебной этики) при освидетельствовании больного. "Указано" - и только. Киселева продолжала добиваться справедливости: комитет по социальной защите, Каменская межрайонная прокуратура, прокуратура края… Заместители, председатели, прокуроры, помощники прокуроров - заявлений и ответов на них (стандартных по форме и содержанию: рассмотрено в законные сроки, нарушений не выявлено) накопилась целая толстая папка. Результат? Цитируем один из ответов за подписью начальника отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов прокуратуры края Владимира Зеленого от 23 июня 2003 года.

"...ваш отец мог быть поставлен на очередь на получение автотранспорта даже без его заявления. Однако в указанных документах отсутствовали сведения о том, что он является ветераном ВОВ, в связи с чем потребовалось уточнение данного вопроса и было установлено, что Киселев Н.И. скончался… Факт нарушения деонтологии врачами Каменского бюро МСЭ Саранчиным Г.А. и Бабушкиной Л.М. при проведении обследования вашего отца был установлен в ходе ранее проведенных проверок, им было указано на недопустимость подобных нарушений. Председатель Каменского бюро МСЭ Поляков А.П. освобожден от занимаемой должности, переведен на должность врача-невролога..."

Оснований для более строгих мер, по мнению прокуратуры, не имелось. Людмила Николаевна с этим не согласилась. Тем более что за несколько дней до получения процитированного выше ответа она получила из прокуратуры совсем другой, совсем не обнадеживающий: ничего нового в ваших заявлениях нет, все уже проверено, будете писать вновь - прекратим с вами переписку... Но, выходит, новое все же нашлось?

- Я не могла этого понять, - говорит Людмила Николаевна. - Если они все-таки виновны, то почему некому определить степень их вины, детально разобраться? Почему я получаю одни и те же отписки? Кроме того, как выяснилось, Полякова с должности сняли чисто формально, просто он стал "исполняющим обязанности".

"Фактов не выявлено"

В прошлом году Киселева побывала на личном приеме у прокурора края Александра Кочергина. Тот пообещал разобраться - и слово свое сдержал: отменил своим постановлением ранее принятое решение об отказе в возбуждении уголовного дела и назначил дополнительную проверку. Ее результаты Людмила Николаевна узнала в ноябре 2004 года: в удовлетворении жалобы отказать. Нет оснований. И более того, согласно новым данным "фактов нарушения врачебной этики НЕ ВЫЯВЛЕНО, оснований для привлечения врачей Каменского бюро МСЭ к дисциплинарной ответственности не установлено". Вот так. А не надо доставать своими жалобами.

То есть и получается - не виноваты доктора нисколечко. Да они об этом и сами все время говорят. Для дачи заключения о том, что больной имеет право на машину, не хватило документов - никто не виноват, по закону положено. Консультацию не дали, посоветовали обратиться в поликлинику - тоже по закону, дача консультаций в их компетенцию не входит. Кругом правы врачи, и прокуратура это же подтверждает. А доктор Поляков и вовсе с Киселевой не знаком лично, знает ее только по жалобам вот этим самым, которые она пишет бесконечно. Ну, так ее можно понять - отца потеряла. Только ведь никто не виноват...

P.S. "Прекрасно осознавая несбыточность своих надежд, я все же обращаюсь к Вам, Владимир Владимирович..." Ну да, она продолжает писать жалобы - теперь уже в Москву - в Генпрокуратуру, депутатам, президенту вот написала. Ей больше ничего не остается - она помнит, как жил, страдал, умирал ее отец, и надеется, что сможет добиться правды и справедливости, как она ее понимает. В чем я лично сомневаюсь: времени проходит все больше, свидетелей нет, виноватых нет, и нет желающих по-настоящему хотя бы разобраться. Ну а ответы на свои новые жалобы Людмила Николаевна, конечно, получит - стандартные по форме и содержанию, в предусмотренные законом сроки...

Подпишитесь на Алтапресс в Телеграме и в Max

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость