Жизнь

Мест нет. Можно ли разрешить парковочный кризис в Барнауле

"Ни пройти, ни проехать — все заставлено машинами", — можно часто услышать в Барнауле. На это сетуют и пешеходы, и автомобилисты. Между тем в городе исчезают автостоянки, а крытые парковочные комплексы в новых районах остаются невостребованными. Ситуация с каждым годом усугубляется. Эксперты считают, что без законодательных изменений ее не исправить.

Двор. Новостройки. Парковка.
Двор. Новостройки. Парковка.
Михаил Хаустов

Стоянки переезжают во дворы

Как уже писал в начале июня altapress.ru, автостояночный бизнес в Барнауле вымирает. Причина не только в падении рентабельности, но и в том, что Земельный кодекс РФ теперь запрещает размещать автостоянки в общественных зонах. А они большей частью находились именно в них. Теперь собственникам стоянок власти не продлевают договоры аренды, и те вынуждены закрываться.

По словам Владимира Ардышева, владельца автостоянки на ул. А. Пет­рова, в Индустриальном районе Барнаула за последние два года прекратили свое существование около десятка охраняемых стоянок. Одна из них закрылась по соседству от Ардышева. Сейчас на этом месте заросший травой пустырь.

Зато во дворах — постоянное движение. Автомобилисты нарезают круги вокруг домов, чтобы найти свободное место для парковки, пешеходы зигзагами лавируют вокруг машин.

Концентрация авто во дворах такова, что конфликтные ситуации становятся неизбежными. Свежий пример — в конце июля во дворе многоэтажки на ул. Сиреневой, 26 нерадивым автомобилистам завалили машины пакетами с мусором, чтобы не парковались у подъездов и не мешали мусоровозам.

Юрий Музюкин,
директор мусоровывозящей компании “Эко-Комплекс”:

Это действительно проблема для нас. Или у подъезда машину оставят, или вовсе прямо напротив контейнерных площадок. Делаешь замечание — на тебя рукой махнут, а то еще и пошлют. Часто бывает, что нашим ребятам приходится возвращаться по несколько раз, чтобы загрузить тот или иной контейнер.

Не лучше ситуация и в деловом центре. Чтобы оставить машину в положенном месте, зачастую приходится проехать квартал-два от места назначения. Многие не утруждают себя в этом и ставят машины на газоны, тротуары или в зоны, где парковка запрещена дорожными знаками.

Не своим ходом

Усилить дисциплину тех, чье кредо "я паркуюсь как хочу", могла бы ГИБДД. У барнаульских инспекторов в распоряжении два паркона (комплексы фото- и видеофиксации парковки в неположенных местах, установленные в патрульные машины). Однако их присутствие в городе почти незаметно. В 2015 году с помощью этих приборов инспекторы выявили 988 нарушений — около трех в день. Для сравнения: в Ростовской области за это же время наказали 80 тыс. автовладельцев.

Помимо этого, в городе работают несколько эвакуаторов. Они по указанию сотрудников ГИБДД увозят оставленные не по правилам машины на одну из двух городских штрафстоянок.

Константин Шакин,
водитель эвакуатора компании “Автоспас”:

Работаем, как правило, по будням, но могут вызвать и в выходной. Всего за день за неправильную парковку по всему городу увозят около 10–12 машин. Чаще всего авто забирают из-под знаков (запрещающих остановку и стоянку. — Прим. ред.). Я обычно работаю в Ленинском и Индустриальном районах, увожу машины от больниц шинного и моторного заводов, "Стройгаза", кардио­центра, детской краевой, а также с улиц Лазурной, Сиреневой, Ускова. Еще таскаем с тротуаров, пешеходных переходов и из-под таблички "Парковка для инвалидов". За это, кстати, предусмотрен самый жестокий штраф — 5 тыс. рублей (вместо стандартного 1,5 тыс.).

По словам Шакина, определенный эффект от его работы есть.

Константин Шакин,
водитель эвакуатора компании “Автоспас”:

Около “моторщиков” почти перестали парковаться, троллейбусам стало легче проезжать по ул. Малахова. А вот возле краевой больницы на Ляпидевского ничего не меняется, потому что парковка там слишком маленькая для такого учреждения. Главная беда людей — им лень пройти 200–300 метров, поэтому и ставят под знаками. Ну и надеются на русский авось, конечно.

Эвакуация авто не только бьет по кошельку автолюбителя, но и отнимает немало личного времени. Чтобы забрать машину, нужно пройти квест: сначала приехать на штрафстоянку за копией постановления, потом отправиться в дежурную часть ГИБДД на ул. 10-й Западной и только затем снова на стоянку за машиной.

Константин Шакин,
водитель эвакуатора компании “Автоспас”:

Однажды я забирал машину как раз от дежурной части, там тоже знак есть. Это было авто девушки, которая приехала на комиссию по ДТП. И ей пришлось оттуда ехать к нам, потом возвращаться, а затем опять к нам. Ругалась она очень громко.

На Социалистическом проспекте. Пешеходный переход и автомобили.
Настасья Коваленко

Устаревшие нормативы

Сколько в Барнауле парковочных мест, точно не знает никто. Стоит ли увеличить их число? В дорожном комитете администрации города считают, что эффективнее будет организовать в центре платные парковки. Где, когда и в каком виде они появятся, пока не решено, но отказываться от этой идеи в мэрии не намерены.

Василий Попов,
зампредседателя комитета:

Если мы к этому придем, то увеличивать число парковок в центре не придется, это будет лишь стимулировать пользоваться личным транспортом. Цель же платных парковок — обратная: чтобы как можно больше людей из спальных районов ехало на работу в центр на общественном транспорте, а не на своих машинах.

Однако даже если эта система заработает и часть людей откажется от поездок на работу на автомобилях, то проблема дефицита парковок как таковых не исчезнет: эти же машины будут занимать места во дворах.

Василий Попов,
зампредседателя комитета:

Чтобы решить проблему, нужно в первую очередь изменить нормативные документы на уровне правительства. Степень автомобилизации растет, а строительные нормативы в части обеспечения парковками никто не переделывает. То, что закладывают проектировщики (новых жилых комплексов, кварталов. — Прим. ред.), соответствует нормативам, но не сегодняшним реалиям.

Это подтверждает и Константин Нечаев, доцент кафедры организации и безопасности движения А­лтГТУ. По его наблюдениям, даже эти устаревшие нормативы не всегда выполняются. В частности, документы предусматривают, что площадь одного парковочного места должна составлять 18–25 кв. метров. Кроме того, спереди у машины должно оставаться минимум 30 сантиметров пространства, а по бокам и сзади — не меньше полуметра.

Константин Нечаев,
доцент кафедры организации и безопасности движения А­лтГТУ:

Не всегда и не везде эти требования соблюдаются. У меня вообще такое ощущение, когда дома возводят, в принципе не планируют закладку какой-либо дорожной инфраструктуры.

Однако причину этого не всегда стоит искать в алчности застройщиков, непрофессионализме проектировщиков или безответственности чиновников, утверждающих проект. Руководитель одной из крупнейших в Барнауле строительных компаний рассказывал корреспонденту altapress.ru, что и рад был бы оставить в центре возводимого им квартала большое место под парковку, но любой подобный "пустырь" рано или поздно привлечет внимание того или иного девелопера, который в конечном счете получит этот участок под застройку.

Парковка.
Анна Зайкова, altapress.ru

Гнать со двора

"Проблема в том, что временные парковки во дворах у нас используют как постоянные", — говорит Александр Мишустин, зам генерального директора ИСК “Союз”. По его словам, парковочные места у подъездов и не предназначены для постоянного хранения автомобиля. Для этой цели застройщики по закону обязаны вместе с жилыми домами возводить определенное количество крытых парковочных мест.

Александр Мишустин,
зам генерального директора ИСК “Союз”:

Нормативы указывают, сколько должно быть парковочных и сколько постановочных мест. Мы их делаем, несем затраты, но они сегодня не востребованы.

По его словам, в квартале 2006 "Союз" за два года смог продать только половину парковочных мест. Спрос не подстегивают ни акции, ни ценник на уровне себестоимости.

Полупустыми стоят не только парковочные комплексы в новых спальных районах, но и подземные гаражи в элитных домах в центре города. Они заполнены менее чем наполовину, утверждает Геннадий Малков, руководитель агентства недвижимости "Дом".

Геннадий Малков,
руководитель агентства недвижимости "Дом":

Народ не хочет их покупать и даже снимать в аренду и оставляет недешевые машины прямо во дворах, совершенно не переживая, что авто могут повредить или угнать, — страховка покроет любой ущерб.

Главная причина непопулярности личных парковочных мест понятна — их стоимость (от 300 тыс. до более чем 1 млн рублей). Также многих отпугивает несовершенство законодательства: случалось, что человек покупал не конкретную площадь под парковку, а долю в кооперативе — со всеми вытекающими. В этом случае, чтобы продать свое место, нужно получить разрешение всех соседей, рассказывает Александр Мишустин.

Однако с 1 января 2017 года, когда вступят в силу поправки в ФЗ № 315, парковочные места станут полноценным объектом недвижимости, и их можно будет приобретать в ипотеку. Эта услуга будет востребованной и сможет увеличить спрос на паркинги, считает Марина Ракина, президент Союза риэлторов Барнаула и Алтайского края.

Однако очевидно, что это проблему парковочного кризиса в Барнауле не решит. Помимо необходимости законодательных изменений, связанных с нормативами застройки, и чиновники, и застройщики, и ученые указывают на еще одну, более радикальную меру.

Сергей Павлов,
заместитель завкафедрой организации и безопасности дорожного движения АлтГУ:

Ваш автомобиль — ваши проблемы. Разве город обязан обеспечить всех парковочными местами? Прежде чем брать автомобиль, надо подумать, где он будет стоять. В Китае и Японии номера продают только тем, кто приобрел или арендовал парковочные места. Думаю, к чему-то подобному нужно подходить и нам.

Однако пока эта тема на правительственном уровне даже не обсуждается.

Хроника происшествий на парковках и в барнаульских дворах

11 июля

Во дворе многоквартирного дома на улице Сухова, 2 в коммунальщики заблокировали ВАЗ-2112. Рабочим необходимо было прорыть траншею к трансформаторной подстанции, что они и сделали, не дожидаясь хозяина припаркованной у объекта машины.

1 июля

Барнаулец Вячеслав Иноземцев обнаружил, что ночью его автомобиль, припаркованный у дома на ул. Взлетной, 45-е, закидали банками с вареньем и кабачковой икрой.

27 июня

Около полуночи на пересечении улиц Островского и Юрина водитель на Toyota Probox вылетел на парковку и серьезно повредил три машины.

21 июня

Во время дождя на припаркованные машины упали деревья. Известно, что такие инциденты произошли во дворах на ул. Э.Алексеевой, Павловском тракте и пр. Социалистическом.

17 июня

Ночью полицейские услышали шум бьющегося стекла — во дворе дома на ул. Георгиева, 57 они обнаружили мужчину с кирпичом в руках. Он пытался украсть чемодан из автомобиля.

28 апреля

Трое несовершеннолетних праздновали 16-летие друга и с балкона дома на ул. Крупской бросали посуду в стоявшие внизу автомобили. Они повредили шесть машин, ущерб в отношении каждой составил более 30 тыс. рублей.

Цитата

Валерий Казаченко,
руководитель алтайского отделения "МегаФона":

При выборе места жительства наличие парковок для меня — существенный момент. Даже если это будет замечательное место и хороший дом, но не будет условий для парковки, я не буду там жить.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость