Голубая кровь…
Наследница рода Ассановых Алла Мелешева свою родословную составляет уже более пяти лет.
– Произошел наш род от степных кочевников, которые вместе с Чингисханом завоевывали Русь, – гордо демонстрирует свое генеалогическое древо Алла Ивановна. – Но детально в поисках наших предков мы пока продвинулись до 1743 года. Немного рассказывали мама, тетушка, но поскольку в советское время Ассановы были гонимые, от нас, детей, очень многое скрывалось. С середины 90-х начали писать о моем предке, бийском купце 1-й гильдии Николае Ивановиче Ассанове. Ходят легенды, что по сей день в Бийске зарыты сокровища Ассанова. Но по рассказам родственников, все драгоценности увезла с собой за границу его дочь Людмила, когда выходила замуж. Про наш род вообще рассказывают много мифов, например, что в ассановском доме бродит призрак, – я в это не очень-то верю. Недавно выяснили новый факт: в Костроме захоронение Ассановых находится рядом с захоронением Годуновых. Сейчас проверяем версию, не родственными ли были эти два рода.
– В советское время о своих корнях зачастую было говорить неприлично и даже опасно: у многих предки принадлежали к знатным родам, многие подвергались репрессиям, – говорит Елена Ильина, директор генеалогической компании "Историческая мастерская". – Сегодня в изучении родословных настоящий бум, в архивах ежедневно толпы народа: люди ищут информацию о своих корнях. На волне этой моды появилось много шарлатанов в Интернете. Вводишь свою фамилию или, наоборот, вообще только что выдуманную – а тебе тут же всю "родословную" выкладывают и "родственников находят". Так не бывает. На создание генеалогического древа уходят месяцы и годы. Самое глубокое исследование, которое нам удалось провести, доходит до 1620 года. Искать в средневековье гораздо сложнее, особенно если предки были не из князей, а, как большинство населения, принадлежали к крестьянам.
...или крестьянские мозоли?
Первые помощники тому, кто взялся составлять свою родословную, – родственники. Кроме них никто не расскажет семейных легенд и преданий.
– У родственников нужно искать и старинные фотографии: если ваш род не был знатным, в архивах вы их вряд ли найдете, – говорит Елена Ильина. – Но узнать по архивным источникам можно довольно много. С помощью метрических книг, например, устанавливаются точные данные о рождении, крещении, бракосочетании предков, их принадлежность к сословию.
Откуда приехали прадеды, можно найти в книгах переселенцев или посмотрев данные переписи 1917 года. Но многим заказчикам интересны причины, которые побудили предшествующие поколения переселиться в Сибирь. В архивных документах такая информация не указывается, но понять это можно через изучение истории региона. В переписи 1917 года также полностью описывался состав семьи, возраст, грамотность, национальность, участие в сельскохозяйственных работах, а также полное описание хозяйства. Более раннюю информацию о предшествующих поколениях можно найти, например, в ревизских сказках – документ, в котором указывалось все наличное податное население, начали составлять еще по указу Петра I в 1719 году.
– В основном мы работаем с дореволюционными документами, – продолжает директор "Генеалогической мастерской". – И здесь есть проблемы с сохранностью источников. Часть дел в плохом физическом состоянии, для просмотра их не выдают. Надеемся, что когда-нибудь их оцифруют, как сделал, например, Тюменский архив. По советскому периоду работать достаточно сложно, так как в большинстве случаев для получения информации необходимо подтверждение родства. Особенно если не прошло 75 лет с момента совершения какого-то события.
По словам Ольги Дударевой, заместителя директора Государственного архива Алтайского края, количество архивных дел, находящихся в плохом физическом состоянии, достаточно велико, и это сильно усложняет работу исследователей.
– Здесь пока порадовать нечем, – комментирует ситуацию Ольга Дударева. – Ежегодно мы выдаем 26 тысяч справок социально-правового характера. И все силы брошены на то, чтобы не нарушить сроки. Поэтому мы не успеваем приводить дела в норму в том объеме, в котором это необходимо.
Кто ищет, тот найдет
Специалистов, профессионально занимающихся генеалогией, в крае сегодня меньше десятка. Стоимость родословного исследования, выполненного на заказ, для каждого региона варьируется: в Алтайском крае это 12–20 тысяч рублей, в Москве же поиск информации о предках обойдется в десятки раз дороже. Сумма зависит от многих факторов: достоверности первоначальной информации, предоставленной заказчиком, сохранности генеалогических источников, глубины поиска, условий работы в архивах и так далее.
– В России есть сеть генеалогов, с которыми мы давно сотрудничаем, – говорит Елена Ильина. – Работали и с Украиной, Венгрией – прадед заказчика был военнопленным в этой стране во время Первой мировой войны. Мы всегда рассказываем все сведения, которые находим. Однажды выяснили, что предки заказчика принадлежали к дворянскому сословию, нашли родовой герб. Но бывало, оказывалось, что родственники были из ссыльных, к счастью, люди к этому нормально относились. Тех, кто целенаправленно ищет у себя в роду знаменитых личностей, я практически не встречаю.
Цифра
28% россиян ведут семейный архив, согласно опросам исследовательской компании "Ромир", участие в которых приняли 1 500 жителей городов России в возрасте 18–60 лет и старше. При этом только 7% респондентов могут назвать имена всех своих восьми прадедушек и прабабушек, а 13% россиян не знают ни одного.
Самое важное - в нашем Telegram-канале