Каждый раз, прилетая в Стокгольм, я ощущаю себя персонажем одного из черно-белых фильмов Ингмара Бергмана. Самый известный в мире шведский режиссер потратил километры пленки и, в общем-то, всю жизнь на поиски квинтэссенции настоящих чувств между людьми. В Стокгольме, где уличная мода ни за что не изменит фирменному шведскому минимализму, ловишь это чувство «настоящести» повсюду. И в результате скандинавский прагматизм и гендерное равенство делают свое дело, и через пару дней я уже с ног до головы в постфитнес-лук: в фактурных черно-белых биркенштоках и супермодных безразмерных джинсах mom**.
На мой взгляд, мы идем к буржуазному отношению к одежде: ее должно быть мало, но первоклассной, суперудобной и высшего качества. Мой самый любимый шведский бренд Cheap monday («Чип мандэй») так и шьет! Ироничный и антирелигиозный стокгольмский бренд модной одежды балует меня и кучу других нердов* по всему миру вываренными и изрисованными фломастером, сшитыми из кусков цветочной ткани, рваными джинсами и пуловерами. Символом бренда уже десять лет остается улыбающийся во все зубы череп с перевернутым крестом на лбу — ведь марка изначально задумывалась основателями как антирелигиозное послание миру. И мода — самая подходящая для такого мессинджа платформа, особенно в Скандинавии. Ведь все мыслимые культурные явления — литература, балет, изобразительное искусство и, к моей огромной печальке, кино — постепенно теряют свое значение. Несложно догадаться, что займет пустую нишу своеобразного идеолога общества. Мода. Ведь пол, статус, власть, самовыражение и прочие составляющие «упаковки», в которой мы хотим предстать перед миром, — все это она и есть. И ее становится так много, что невозможно отличить настоящее чувство от тренда на то или иное чувство.
Азия Хансен,
норвежский фотограф
*Нерд (англ. nerd — «зануда, «ботаник») — стереотип человека, чрезмерно глубоко погруженного в умственную деятельность, исследования вместо разумного разделения времени на работу и прочие аспекты общественной и частной жизни
** если вы все еще носите скинни, немедленно сожгите их!