Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. Она продлилась 872 дня.
В директиве вермахта от 22 сентября 1941 говорилось:
"...Фюрер принял решение стереть Петербург с лица земли. (...) В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения..." — цитирует ТАСС.
Постепенно в городе начали заканчиваться вода, продовольствие и топливо. В домах не стало тепла и света. Начался голод. К 20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба по карточкам для рабочих опустились до 250 г в день, для остального населения — до 125 г.
В книге «Блокада Ленинграда. Народная книга памяти: 300 судеб, 300 реальных историй» (вышла в издательстве «АСТ») собраны истории блокадников. Фрагменты опубликовала Газета.Ru.
Алешин Евгений Васильевич:
Наступила самая тяжелая для ленинградцев зима 1941-42 годов, когда морозы достигали 40 градусов, а не было ни дров, ни угля. Съедено было все: и кожаные ремни, и подметки, в городе не осталось ни одной кошки или собаки, не говоря уже о голубях и воронах. Не было электричества, за водой голодные, истощенные люди ходили на Неву, падая и умирая по дороге.
Болдырева Александра Васильевна:
Однажды наша соседка по квартире предложила моей маме мясные котлеты, но мама ее выпроводила и захлопнула дверь. Я была в неописуемом ужасе — как можно было отказаться от котлет при таком голоде. Но мама мне объяснила, что они сделаны из человеческого мяса, потому что больше негде в такое голодное время достать фарш.
Аксенова Тамара Романовна:
В комнате... нет ни одного стекла, окна забиты фанерой. В подвале дома капает вода, за водой стоит очередь. Люди делятся фронтовыми новостями. Поразительно: ни одной жалобы, недовольства, малодушия — только надежда. Вера и надежда на то, что прорвут блокаду, что дождемся, что доживем.
Вениаминова-Григорьевская Нина Андреевна:
На следующий день детей блокадного Ленинграда погрузили в машины и отправили в путь. По дороге число попутчиков заметно уменьшалось. На каждой станции выносили маленькие трупики. Вагон-изолятор был полон детьми, страдающими дистрофией.
Айзин Маргарита Владимировна:
А потом весна. Из подтаявших сугробов торчат ноги мертвецов, город замерз в нечистотах. Мы выходили на очистительные работы. Лом трудно поднимать, трудно скалывать лед. Но мы чистили дворы и улицы, и весной город засиял чистотой.
Алешин Евгений Васильевич:
...Знаменитая Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича, транслируемая из концертного зала Государственной филармонии, произвела «взрыв» в умах не только союзников, но и врагов. Войска ПВО тщательно подготовились к этому концерту: ни одному вражескому самолету не удалось в этот день прорваться к городу.
- На блокадный Ленинград враги сбросили более 107 тысяч зажигательных и фугасных авиабомб и свыше 150 тысяч артиллерийских снарядов.
- Ленинградские предприятия в годы блокады произвели около 10 млн снарядов и мин, 12 тысячи минометов, 1,5 тысячи самолетов, изготовили и отремонтировали 2 тысячи танков.
18 января 1943 советские войска разорвали кольцо блокады и восстановили сухопутную связь Ленинграда с Большой землей.
27 января 1944 года Ленинград полностью разблокировали. В городе прогремел салют в 24 артиллерийских залпа из 324 орудий.
В городе осталось не более 800 тысяч жителей из 3 млн людей, которые жили в Ленинграде и пригородах до начала блокады. По разным данным, от голода, бомбежек и артобстрелов умерли от 641 тысяч до 1 млн ленинградцев.
Айзин Маргарита Владимировна:
Сейчас стесняются писать и говорить о многом: например, правду о количестве детей и взрослых, лежащих на дне Ладожского озера, о массовой вшивости и дистрофических поносах. Но для нас, работников детских учреждений, это навсегда осталось в памяти.
Евстигнеева Надежда Викторовна:
Не стало электричества — писали при свете коптилки, замерзли чернила — писали карандашом. Зачем? Чтобы дети и внуки знали: в экстремальных ситуациях открываются запредельные силы человеческой души, силы, о которых мы и не подозреваем в относительно благополучное время. Чтобы поняли нас.
Самое важное - в нашем Telegram-канале