Жизнь

О секретах - в открытую. Миллионы рублей потрачены в Бийске за последние два года на обеспечение экологической безопасности сжигания баллистических ракет

Такое признание в интервью корреспонденту "Свободного курса" сделало руководство Федерального научно-производственного центра "Алтай". Генеральный директор предприятия Александр Жарков и его первый заместитель Михаил Потапов отметили, что не последнюю роль в увеличении внимания к экологии сыграли публикации "СК", рассекретившие факт уничтожения ракет на "Алтае" для широкого читателя.

Отрадное признание на фоне откровенного наезда на СМИ в подобных ситуациях в Перми и Подмосковье. К примеру, исполнитель аналогичных работ по ликвидации твердотопливных ракетных двигателей, что и бийский ФНПЦ "Алтай", НИИ "Геодезия" (г. Красноармейск) недавно затеял судебный процесс против "Московской правды" с требованием компенсации морального вреда и ущерба деловой репутации в сумме 1 млн. рублей. У нас благодаря благоразумию руководства ФНПЦ "Алтай" события развивались по иному сценарию.

Сам факт бийские химики не отрицали. В ответе редакции генеральный директор предприятия Александр Жарков подтвердил: "Работы по ликвидации зарядов ракетных двигателей твердого топлива комплекса РСМ-52 проводятся ФНПЦ "Алтай" совместно с Государственным ракетным центром "КБ им. академика В.П. Макеева" и Златоустовским машзаводом под руководством Российского авиационно-космического агентства (в настоящее время Российское космическое агентство. - Прим. авт.) в соответствии с международными соглашениями и договором СНВ. Твердотопливные заряды для этого ракетного комплекса были разработаны ФНПЦ "Алтай", изготовлены на Бийском химкомбинате и не могут далее храниться из-за окончания срока годности к эксплуатации".

Но вреда, наносимого окружающей среде и здоровью людей, предприятие не признало. В № 6, 7, 8, 9, 13, 16 за 2004 год "СК" провел дополнительное журналистское расследование, из которого следовало: безвредного открытого сжигания твердого ракетного топлива (а именно такова технология стенда на ФНПЦ "Алтай") не бывает, за деятельностью объекта повышенной опасности необходимо установить независимый экологический мониторинг.

К чему пришли. 2006 год

С позицией газеты на предприятии были не совсем согласны. И все же меры по обеспечению экологической безопасности принимали. В результате ситуация изменилась. - Количество сжиганий уменьшилось на 20-30%. Мы работаем на половине, даже на трети предельной нагрузки оборудования. Жестко следим за соблюдением метеоусловий, - рассказывает Михаил Потапов. - Российское космическое агентство выделило более 100 млн. рублей на техническое перевооружение и экологическое сопровождение стенда, на котором сжигаются ракетные двигатели. Сегодня в охранной зоне стенда оседают практически все вредные выбросы. Мы усилили водяную завесу, научились улавливать ценные компоненты сжигаемого топлива. На второй ступени ракеты достигли практически 100-процентного сбора алюминия. Если на 30% увеличить расход воды при уничтожении первой ступени, то и там будем собирать алюминий полностью.

Добавим: алюминий является одновременно и основным загрязнителем окружающей среды, и наиболее ценной составляющей частью ракетного топлива. Его затем можно переработать, скажем, в абразивные порошки. Так что польза получается двойная.

По совету со всем светом

Однако ставить точку на достигнутом ФНПЦ "Алтай не собирается. Бийские химики не побоялись вынести проблемы уничтожения ракетного топлива на открытое обсуждение с зарубежными коллегами на организованной ими 11-14 сентября с. г. в Белокурихе II Международной конференции "Высокоэнергетические материалы: демилитаризация, антитерроризм и гражданское применение". В ее работе приняли участие более ста ученых и специалистов из России, США, Франции, Италии, Японии, Индии, специализирующихся на разработке, производстве и уничтожении ракетного топлива и других высокоэнергетических материалов двойного (военного и гражданского) назначения.

Наибольшее число докладов по ракетной тематике было представлено учеными ФНПЦ "Алтай" и созданного на его базе Института проблем химико-энергетических технологий СО РАН. Но и гости поделились своими наработками в данной области. Патент на тоннельный способ сжигания защищен в этом году в Институте химической кинетики и горения СО РАН (г. Новосибирск). А в Индии, где открытое сжигание запрещено из-за вреда, наносимого окружающей среде и здоровью людей, сотрудники лаборатории высокоэнергетических материалов в Пуне предлагают утилизацию посредством щелочного гидролиза. Под влиянием этого процесса основной компонент ракетного топлива - нитроцеллюлоза - превращается в удобрение. Подкормив им разновидность индийской пшеницы - тримбаки, экспериментаторы на треть ускорили рост растения в первые две недели жизни.

Будет альтернатива

Одним словом, твердое ракетное топливо - штука универсальная, и его можно с минимальными экологическими последствиями и экономической выгодой заставить работать для нужд человека. Хотя большинство ученых во всем мире сегодня склоняются вообще к замене существующих ракетных топлив на альтернативные, созданные на основе современных наноматериалов*. Их попросту не придется сжигать. Разработки в данном направлении ведутся в США, Японии, Индии, России и других странах, в том числе в Сибирском отделении Академии наук и непосредственно в Бийске. Правда, пока в основном для задач космоса, а не для оборонных целей.

Справка "СК"

Международные конференции по мирному использованию высокоэнергетических материалов проводятся Федеральным научно-производственным центром "Алтай" при участии Института проблем химико-энергетических технологий СО РАН (г. Бийск) начиная с 2004 года. Тематика конференций охватывает разные стороны. На первой речь главным образом шла о перспективности исследований и использования наноматериалов в различных областях человеческой деятельности. На второй наряду с этим большое внимание было уделено разработке, утилизации ракетных топлив, их использованию для борьбы с терроризмом и гражданских целей.

Говорят участники конференции

Александр Жарков, председатель Международного научного комитета конференции, генеральный директор ФГУП "ФНПЦ "Алтай", член-корреспондент РАН, доктор технических наук:

- Новые ракетные топлива - это замечательно. Но старого оружия накоплено много. Хранить его еще более опасно, чем ликвидировать. Поэтому пока не иссякнут запасы твердого ракетного топлива, мы будем его уничтожать. Технологии уничтожения совершенствуются. На конференции питерцы сделали прекрасный доклад по утилизации технических отходов в сверхкритической воде** при высоких давлениях и температурах. Мы тоже в содружестве с иностранными учеными успешно работаем в данном направлении, намереваемся сделать передвижную установку, способную утилизировать многие высокотоксичные отходы.

Харидвар Сингх, экс-директор лаборатории высокоэнергетических материалов в Пуне, руководитель индийского представительства Российско-индийского центра научно-технического сотрудничества:

- Тема уничтожения ракетного топлива интересует сегодня весь мир, в том числе и Индию. Правильный путь - использовать эти материалы для каких-то полезных целей. В моей презентации говорилось, как взрывчатые вещества и топлива из военной промышленности можно применять для добычи угля, прокладки туннелей, каналов, новых русел рек. Можно получить много-много гражданских приложений. Но проблема требует глобальных усилий. И мы приехали на конференцию, чтобы обсудить это.

Эльмира Бадамшина, заведующая лабораторией полимерных связующих Института проблем химической физики (г. Черноголовка Московской области), кандидат химических наук:

- Работа нашей лаборатории во многом направлена на обеспечение экологической безопасности твердых ракетных топлив. Мы вообще предлагаем не уничтожать их, а повторно использовать, разделяя на составляющие, для чего создаем новые связующие-полимеры. При нагреве они переходят в текучее состояние, при охлаждении - в пластическое. Это позволяет выделить и вернуть во вторичный цикл все компоненты и наполнители топлива.

* Наноматериалы - материалы, созданные на основе современных технологий и обладающие необычностью химико-технических свойств, связанных с малым размером твердых частиц вещества.

** Вода в сверхкритическом состоянии (при давлении более 221 атмосферы и температуре более 374 градусов Цельсия) полностью растворяет любые органические соединения и кислород, что обеспечивает высокие скорости реакций окисления органических веществ до нетоксичных соединений.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость